Реклама у иноагентов может стать нечестным способом конкурентной борьбы
Журналист Олег Капранов: Вопросы о том, как будет работать закон о запрете рекламы у иноагентов, остаются
Госдума должна рассмотреть в первом чтении поправки в законодательство, запрещающие размещение рекламы на информационных площадках иностранных агентов. При вполне понятном посыле законодателей вопросы практической реализации закона остаются.

Как сообщал председатель Госдумы Вячеслав Володин, те, кто оскорбляет Россию и ее Вооруженные силы, "должны понимать, что никто не будет размещать рекламу на их ресурсах". А как пояснил глава комитета по безопасности Василий Пискарев, за нарушение запрета размещать рекламу на сайтах иноагентов, в их соцсетях и на других онлайн-площадках будет грозить до двух лет лишения свободы.

Попытаемся понять, как это будет работать на практике. Не сомневаюсь, что компании, работающие в российской юрисдикции, свернут остатки своих взаимодействий с иноагентами. Они и так были минимальны: по данным Минюста, за 2023 год таких рекламодателей насчитывалось всего около двухсот. Компании, особенно большие, тем более с государственным участием, и так отказывались от такого сотрудничества, но теперь даже под потенциальной его возможностью будет подведена черта.

Но если посмотреть на пул рекламодателей, сотрудничающих с популярными иноагентами, то мы увидим там преимущественно структуры, работающие на глобальном рынке. Это различные криптовалютные и финансовые сервисы, образовательные платформы, компании по оказанию визовой и иной поддержки релокантам, и многие другие, вплоть до онлайн-казино. Фактически, мы имеем дело с блогерами-иноагентами, обитающими за пределами России, и компаниями-рекламодателями, работающими из-за границы. И требования российского законодательства они соблюдать не будут.

Опять же, нет ясности с ответственностью за нарушение новых правил, а также и с возможными перекосами их применения. На поверхности, например, лежит новый способ борьбы предпринимателей между собой - размести рекламу конкурента у иноагента и избавься от него. В отсутствие возможности отследить цепочку размещения рекламы и ее оплаты регулятору придется ориентироваться на сам факт такой рекламы. Как в этом случае будут определять виновных в таких размещениях - на данный момент не совсем ясно.

Олег Капранов
журналист
Поделиться