Сфера грузоперевозок столкнулась с нехваткой водителей

В сфере грузоперевозок столкнулись с жесткой проблемой: нехваткой водителей. Транспортные компании испытывают огромный дефицит кадров, который невозможно разрешить. В том числе и путем усиленного привлечения мигрантов.
URA.RU/TASS

Об этом рассказали в Институте социально-политических исследований Российской академии наук. Там провели опрос владельцев транспортных компаний и водителей большегрузов. Результат - обескураживающий.

Нехватка водителей, согласно данным опроса, составила более 53 процентов. Возраст водителей тоже имеет важную роль. Более 11 процентов - старше 55 лет. Абсолютное большинство - от 30 до 55 лет. Молодежи в этом секторе нет.

При этом 80 процентов грузоперевозок осуществляется именно автомобильным транспортом. Просто деваться некуда. Закон "Последней мили". Поезд пришел, состав разгрузили, товар надо доставить до точки его продажи. И тут наступает черед грузовиков. Если они есть.

Согласно исследованию, 80 процентов грузов перевозится автотранспортом. Причем с каждым годом тоннаж груза сокращается. Пусть не сильно, но заметно. Так, например, в 2005 году было перевезено 6,8 миллиона тонн, а в 2023-м уже 5,5 миллиона. Более миллиона тонн груза было потеряно.

Дефицит водителей грузовиков у нас составляет, согласно опросу, более 53 процентов. Более 11 процентов тех, кто сегодня за рулем, - старше 55 лет. Абсолютное большинство - от 30 до 55 лет

Конечно, кроме автомобилей последней мили есть и дальнобойщики. Однако их количество также критически сокращается. Здесь важную роль играют не только зарплата, но и социальные гарантии, условия труда и качество машин.

Как сообщил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин, проблема дефицита водителей существует не только в России. Она существует и в западных странах, и в Азии. Но решить ее одним лишь путем привлечения мигрантов не получается нигде. Очевидно, что нужно стимулировать граждан на работу водителями. Надо делать эту профессию привлекательной. Необходимо финансировать подготовку таких водителей. Это задача государственных органов.

Как считает президент Межрегионального союза автошкол Татьяна Шутылева, у нас самый лояльный вход в профессию "водитель". Достаточно пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и можно работать. В других странах водители разделяются на профессионалов и на любителей. И проблема дефицита профессионалов там объясняется иными факторами. В том числе социального характера. Но очевидно одно. Профессия "водитель" перестала пользоваться популярностью.

Кроме того, никто не готовит водителей профессионально, кроме автошкол. Раньше были ПТУ, иные учебные заведения, где люди получали соответствующую подготовку. Сейчас их нет. А за свои деньги крутить баранку резон невелик.

В общем, профессия "водитель" становится даже не профессией, а хобби, подработкой по возможности.

И именно эту тенденцию надо ломать. Другое дело, что никто из экспертов так и не предложил конкретных мер, как это сделать.

Согласно данным института, у нас большинство водителей - это граждане Азербайджана, Беларуси, Таджикистана. А вот как поднять интерес у граждан России к работе на грузовых машинах, до сих пор непонятно даже специалистам.