Почему китайские автомобили в мороз стали самыми проблемными
Итак, на рынок хлынули машины из Поднебесной. Однако прошедшая зима показала, что у этих автомобилей возникают серьезные проблемы при эксплуатации в нашем климате. И речь идет не только об "электричках" - так называют электромобили, но и о машинах с двигателем внутреннего сгорания.
С какими проблемами сталкивались пользователи китайских машин в морозы? В первую очередь с тем, что машина не заводится. Однако после того, как ее завели, возникали другие проблемы. Например, электронное табло вдруг меняло ориентацию. В прямом смысле этого слова. Вместо того, чтобы писать слова справа налево, оно писало их в обратном порядке. В некоторых, особенно электрических машинах, это вызывало более глубокие проблемы. Машину просто нельзя было завести.
Как сообщил "РГ" генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко, причин таких проблем несколько. Основной рынок сбыта китайских машин - внутренний. Здесь не нужны холодовые испытания. В холодном климате все сенсорные панели зависают, кем бы они ни были произведены. В дорогом сегменте машин проблем нет. Там всю технику не только испытают, но и настроят, как положено. А средний сегмент глючит. Впрочем, это проблема не долговечная. Китайцы очень гибкие и быстро решают такие вопросы.
Егор Васильев, автоэксперт:
- Начнем с попытки попасть внутрь автомобиля. Сенсорная панель на ручке двери работает далеко не всегда. Да, пальцы холодные, но это не должно приводить к тому, что мне надо лезть за ключом и открывать машину с функцией бесключевого доступа ключом.
Отдельная тема - это климат-контроль. У большого количества автомобилей он живет абсолютно своей жизнью. Внезапно может стать нестерпимо жарко или невыносимо холодно. При этом еще и замерзают стекла. Причем не только боковые, но и лобовое, и задние. Экран мультимедийной системы может самопроизвольно выключаться или переходить в другой режим. Несколько раз наблюдал зависание коробки на какой-то конкретной передаче. Через определенное время все приходило в норму.
Максим Давиденко, руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК "Альфа-Лизинг":
- Есть мнение, что испытания китайских электромобилей не учитывают сильные российские морозы. Но это не так. Крупные концерны из Китая испытывают свои модели в условиях значительных температурных минимумов. Тем более что есть области в северных районах самого Китая, где зимой температура может опускаться ниже минус 20-25 градусов. Однако до сих пор не все электромобили китайских и европейских брендов устойчивы к сильным морозам, причем не только в России.
Так, в штате Иллинойс (США) в январе текущего года была зафиксирована нехарактерная для региона температура - минус 23 градуса по Цельсию. Электрокары, в том числе популярного бренда Tesla, стали дольше заряжаться и быстрее разряжаться. В среднем зарядка зимой занимает около трех часов вместо привычных 40 минут. Основная причина в том, что при минусовых температурах емкость аккумуляторов в электрокарах критически снижается, как и способность электролита принимать и отдавать заряд.
Однако не единственная проблема владельцев электромобилей зимой.
Неполадки в работе мультимедийных систем и электрики, программного обеспечения - основные причины обращений в сервисные центры. В 2023 году их общий объем увеличился на 28%. Кроме того, потребители отмечают ограничения функционала дверных ручек и функций автоматического открывания дверей. Еще один минус - сниженная эффективность обогрева салона машины климатической системой, особенно при старте автомобиля после длительной стоянки в сильные морозы.
Если говорить о китайских электрокарах, то в них установлены электронные комплектующие, более чувствительные к низким температурам. Этот факт становится частой причиной их поломок. Однако это не относится к представителям брендов премиум-сегмента - Zeekr и Voyah с батареями большего объема.
Нередки случаи, когда китайские автоконцерны при производстве электрокаров используют более доступные по стоимости аналоги промышленных и автомобильных запчастей, чтобы конкурировать на мировых рынках при помощи ценообразования.
Сергей Цыганов, обозреватель автомобильного портала "Дром":
В электромобилях, выпущенных в Китае, часто применяются более чувствительные к температуре и менее устойчивые к вибрациям электронные компоненты. Конструктивные решения остаются простыми и недорогими. Иногда производители китайских электромобилей экономят, используя не автомобильные или индустриальные компоненты, а более дешевые коммерческие аналоги. Срок службы таких компонентов меньше, а риск поломок при низких температурах выше.
Наиболее типичные неисправности, возникающие у китайских электромобилей на морозе, связаны с сенсорными панелями. Владельцы китайских "электричек" сообщают о хаотичной перезагрузке панелей, произвольном выключении, неполном отображении информации. Часто из-за переохлаждения блокируется запуск мотора: на дисплее отображается сообщение о неисправности, машина просто отказывается ехать. Работоспособность восстанавливается, когда электромобиль отогревается. Помимо этого, случается, что замерзают и выходят из строя камеры и блоки кругового обзора. В этом случае их меняют по гарантии.
Другие проблемы зимней эксплуатации связаны не столько с поломками, сколько с изменением характеристик электромобиля. К таким изменениям относятся уменьшение уровня рекуперации, недостаточная производительность салонного отопителя, уменьшение запаса хода, сбои зарядных сессий на ЭЗС.
В мороз запас хода китайских электромобилей, конечно, снижается, но это характерно не только для китайских электрокаров, а для электрокаров вообще. Разница между заявленным запасом хода и фактическим напрямую зависит от температуры окружающей среды и колеблется от 25% до 40%. Очевидно, что при более низкой температуре запас хода уменьшается больше.