- Это связано с тем, что мы не успеваем их оперативно расчистить. Это тоже часть проблемы, которую необходимо решить, - заявил в эфире ТРК "Моя Удмуртия" глава Ижевска Дмитрий Чистяков.
Помимо неубранного снега, есть и другие сложности, на которые жалуются автомобилисты. Например, сбои в системе оплаты, штрафы, происхождение которых получателям не всегда ясно, а также само благоустройство парковочных мест.
- История платных парковок непростая, неоднозначная, - заявил Дмитрий Чистяков. - Проект, в который мы вошли, неидеален и требует доработки. С моей точки зрения, нельзя было затевать этот проект, не приведя в порядок эти территории, - отмечает он. Дмитрий Чистяков возглавляет город с сентября прошлого года, и проект достался ему по наследству, но при этом он уверен, что, несмотря на имеющиеся недостатки, платные парковки городу необходимы.
Заместитель председателя Общественной палаты Ижевска Ирина Чазова согласна с этим.
- Этот проект вызвал очень много споров и обсуждений. Год назад, думаю, практически 99 процентов населения Ижевска были против платных парковок. Но актуальность их назрела. Точечная застройка привела к тому, что концентрация населения и авто в центре просто зашкаливает. Если бы просто поставили запрещающие знаки, тогда в центр города не заехал бы вообще никто. Так что платные парковки - один из эффективных инструментов. Они способствуют рациональному использованию парковочных мест, уменьшению заторов и могут стимулировать кого-то пересесть на общественный транспорт, велосипеды или передвигаться пешком.
Опрос, проведенный Общественной палатой, показал, что на сегодня мнения за и против разделились уже 50 на 50.
- Я сама автолюбитель и сначала тоже отреагировала на это негативно. Но теперь вижу, что мне намного проще припарковаться, машин стало меньше - действительно удалось разгрузить город, - говорит Ирина Чазова.
На данный момент в Ижевске 107 платных стоянок на 1326 мест.
Стоимость часа стоянки - 35 рублей. Первые 15 минут бесплатны. Такая сумма мало у кого вызывает недовольство. А вот штраф за неоплату парковки в 2000 рублей многим кажется необоснованным.
Но нельзя сказать, что в соседних городах он ниже. В Перми за первое нарушение нужно заплатить 1000 рублей, за повторное - 2000. При этом цены за парковку сопоставимы - от 20 до 40 рублей в час. Такой же размер штрафов и в Нижнем Новгороде, хотя час стоянки там стоит 60 рублей. В Казани нарушитель заплатит 2500 рублей при тарифах от 30 до 100 рублей.
Житель Ижевска Павел Лукин даже решил в суде оспорить закон, устанавливающий размер штрафа, под который он сам попал:
- По моему убеждению, закон, предусматривающий такой суровый штраф, явно несоразмерен проступку гражданина, плате за один час парковки. Ко всему прочему, данный закон не предусматривает такого вида наказания, как предупреждение, - объясняет он свое решение.
Рассмотрение дела состоится в Верховном суде республики 21 марта.
За весь период действия платных парковок в суды Удмуртии поступило 1339 заявлений на обжалование штрафов. Из них рассмотрены 748, в 453 случаях штрафы отменены - а это больше половины. Такие данные предоставили "РГ" в объединенной пресс-службе судов УР.
Но есть и другие примеры. Так, жительница Ижевска при оплате неверно указала госномер своего автомобиля. Ей пришел штраф, который она сочла незаконным, ведь услуга была оплачена. Однако Верховный суд, как и суд первой инстанции, посчитали штраф обоснованным.
Как отмечает член Общественной палаты Ижевска Анастасия Карманова, оспорить штраф - задача не из простых:
- У нас юрист пытался это сделать, прошел все круги ада. Очень сложно доказать, что ты не нарушил, так как в отличие от штрафов с камер за нарушение ПДД не приходит фиксация. Как доказать, например, что ты простоял не 15 минут, а 13? К тому же люди жалуются на приложение - не всегда получается оплатить в установленный период времени. Многие не согласны со штрафами, но единицы готовы тратить время и силы на то, чтобы их оспорить.
Всего на 21 февраля было вынесено 37 417 постановлений о штрафах на сумму почти 75 млн рублей. Из них оплачены около 52 млн.
- Количество штрафов говорит о том, что водители невнимательно следят за знаками дорожного движения, что в большинстве случаев приводит к штрафам. Но у жителей есть возможность воспользоваться механизмом постоплаты до конца суток, - считает Ирина Чазова.
Общественная палата уже внесла предложение, что оператору следует проверить видимость знаков, предупреждающих о платной парковке, и следить за этим. А также по совершенствованию работы самого приложения. Например, отправлять уведомления о том, что парковочная сессия не окончена, если автомобиль уехал с места стоянки; показывать в приложении итоговую сумму и время на парковке и сохранять эти данные; добавить возможность подать заявление на оспаривание штрафа через приложение и другие.
По данным администрации Ижевска, за прошлый год в бюджет Ижевска поступило 10,2 млн рублей за пользование парковками - в шесть раз меньше, чем объем наложенных за тот же период штрафов. Тем не менее общая сумма поступлений уже превысила 60 млн рублей.
В середине февраля состоялся аукцион по определению подрядчика, который будет выполнять работы по платным парковкам в Ижевске на ближайшие два года. Победителем стал единственный участник - ООО "Интеллектуальные Транспортные Системы". Сумма контракта составила 170 млн рублей.
Городские затраты на этот проект с учетом имеющихся поступлений не всем кажутся обоснованными. Депутат гордумы Ижевска Алексей Хлебников считает, что сама модель выбрана неверно.
- Проект мог сам себя обеспечивать. Чтобы парковки были благоустроены и почищены, чтобы все системы работали. У нас выбрана другая модель. Мы покупаем у сторонней организации услугу. Мы им платим за то, чтобы они фотографировали нам парковку. А то, сколько мы соберем, никак не зависит от того, сколько мы заплатим. Никто в этой модели не заинтересован в том, чтобы доходы росли, а расходы снижались.
Он подчеркивает, что такая система также не решает проблему уборки парковок от снега - ими по-прежнему должен заниматься город. Оборудование для фиксации нарушений, которое должен установить подрядчик, остается в собственности исполнителя. По мнению депутата, возможно, было бы выгоднее заключить концессию, в рамках которой частная организация сама вкладывала бы деньги, отвечала за весь проект и получала бы оплату, процент от которой отправлялся бы в бюджет. В таком случае концессионер был бы напрямую заинтересован в качественном оказании услуг и оперативном решении проблем, которые сейчас ложатся на городские власти.
- Если бы это был инвестор, который сам все купил и делает, нам бы даже и думать не нужно было об очистке. Он был бы финансово заинтересован в том, чтобы чистить - чтобы парковки приносили деньги. А в данном случае очистка в общем контракте по улично-дорожной сети у ДРЭУ. А компании надо вычистить весь город после снегопада. Конечно, они будут сначала чистить все улицы и только потом перейдут к парковкам. Вроде очевидное решение - исключить парковки из контракта ДРЭУ и сделать на них отдельный контракт.
Власти Ижевска уже заявили, что в систему работы платных парковок будут внесены изменения.
Из заметных - появятся новые функции в личных кабинетах пользователей: будут отображаться штрафы за неоплату парковки, появятся возможности оплаты через СБП, формирования отчетных документов при покупке абонемента.
Также обещают, что вырученные с проекта деньги пойдут в этом году на ремонт самих парковок (в прошлом году - на ремонт улиц). А содержание парковок будет выведено в отдельный контракт.
Анастасия Карманова среди плюсов ижевской системы отмечает то, что город сразу включил в список льготников многодетные семьи:
- За это им огромное спасибо, мы не успели даже рта открыть. В Перми, например, многодетные добивались льготы около трех лет.
В число льготников в Ижевске попадают также ветераны ВОВ, инвалиды и владельцы электромобилей.
Ирина Чазова отмечает, что некоторые автомобилисты в Ижевске уже просят расширить количество платных мест. С учетом населения города и трафика Ижевску требуется от 3500 до 5000 парковочных мест. Но глава города заявил, что новые места вводиться не будут, пока действующие не приведут в порядок.
По данным "Дорнадзора", на август 2023 года система платных парковок работала уже в 24 городах России (без учета тех, где проект в пилотном режиме). Из городов ПФО это Казань, Нижний Новгород, Чебоксары и Пермь. В планах - запустить проекты в Оренбурге, Пензе, Самаре и Саратове. .