Полет Юрия Гагарина стал взлетом всего человечества
Полет Юрия Гагарина стал взлетом всего человечества
На событие, которое произошло более 60 лет назад, мы обязаны сегодня посмотреть не просто как на юбилейное мероприятие, а осмыслить с исторической точки зрения, когда рамки времени раздвигаются более чем на десятилетия - на масштаб века.
Выбор Истории
11 апреля 1961 года Н.С. Хрущев на отдыхе в Пицунде надиктовывал свои предложения по послеполетным мероприятиям: "Завтра, как говорится, если все будет благополучно, то в 9 часов 07 минут будет запущен космический корабль с человеком. Полет его вокруг Земли займет полтора часа, и он должен приземлиться. Мы хотели бы, чтобы все было благополучно. Послезавтра его доставят в Москву... Намечалось на тринадцатое, но, видимо, поддались суеверию и говорят, что завтра будут пускать. Они думали, как мне сказали, что привезут его сюда. Я это поломал. Это не годится, просто плохо объясняется и плохо понимается, почему сюда, - потому что отдыхаем мы здесь. Поэтому я считаю, что я поеду и Анастаса Ивановича (Микояна) уговорю, и там будет встреча на Внуковском аэродроме со всей парадностью, какая возможна, - радио, телевидение, короткий митинг, потом следование в Москву, в Кремль. В Кремле нужно устроить прием. Я не говорил, но думаю, что, может быть, устроить демонстрацию в Москве на Красной площади. Это эпохальное событие... На Красной площади надо устроить демонстрацию... (Демонстрация еще не предвидена, это я сейчас выдвигаю). Демонстрацию надо организовать, надо выделить какое-то количество людей от каждого завода, фабрики, от учреждения".
Из плана организации встречи космонавта в городе Москве: "... После окончания выступления товарища Н.С. Хрущева исполняется гимн Советского Союза. После гимна, примерно в 15 часов 30 минут, начинается на Красной площади демонстрация представителей трудящихся города Москвы. В демонстрации принимает участие 200 тысяч человек. Демонстрация продолжается 2 часа (до 17 часов 30 минут)".
Хрущев еще не знает, что демонстрации пройдут без его указания, и не дожидаясь возвращения космонавта в Москву, и не только на Красной площади.
В Советском Союзе всего два раза случались стихийные праздничные демонстрации, когда люди шли на Красную площадь, к Кремлю, радовались, даже торжествовали и обнимались, и поздравляли друг друга.
Первый раз - 9 Мая, в День Победы. В Победу верили, Победу ждали долгих четыре года...
Второй раз - особенный. Полет Гагарина. После запуска первого спутника прошло более трех лет, и люди понимали: придет время - полетит и человек. Но понимали несколько отстраненно: когда-то в будущем... возможно американцы... А получилось - мы!!!
Для самого выдающегося события ХХ века, которое произошло 12 апреля 1961 года, История должна была выбрать особого человека. И она выбрала того, кто испытал на себе и войну, и дождался Победы.
Когда немцы оккупировали Смоленскую область, в деревне Клушино рос никому не известный маленький мальчик - Юра Гагарин. Немцы заняли дом Гагариных, а семью выбросили на улицу. Юра с мамой выкопали во дворе землянку и жили там.
История справедливо определила победить Вернера фон Брауна и его ракеты сидевшему в лагере Сергею Павловичу Королеву и жившему при немцах в землянке на собственном дворе Юрию Алексеевичу Гагарину.
Определила, но не предопределила. Для Победы нужно было еще нечто нематериальное.
"Если что случится..."
Космонавт должен не только знать технику, но и верить в нее. Без этого садиться в космический корабль не стоит.
Гагарин знал корабль. Но вот что он написал 10 апреля в письме семье, известном сегодня как "завещание Гагарина", несколько слов на листках из тетрадки в клеточку: "...В технику я верю полностью, она подвести не должна. Но бывает ведь, что и на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится..."
Между прочим, для сообщения ТАСС было подготовлено три конверта: первый с сообщением об удачном запуске, второй на случай гибели космонавта на старте или при выводе его на орбиту. Третий - на случай нештатной посадки на иностранную территорию или в акваторию Мирового океана.
Что же касается инженеров, они делали все, чтобы второй и третий конверты не понадобились. Была разработана единая программа обеспечения надежности. 10 апреля, когда ракета с кораблем уже была установлена на старте и готовилась к заправке топливом, на совещании руководства было предложено для повышения надежности вывести второй комплект средств траекторных измерений из "холодного" резерва и уходить со старта с двумя работающими комплектами. Учитывая сроки старта, возражения против такого предложения выглядели очень серьезно. Но поскольку речь шла о надежности пуска, была создана рабочая группа группа под началом М.В. Келдыша(!). Срочно провели необходимые расчеты, и предложение приняли.
Словом, "если что случится" было сосчитано.
В технике стопроцентной надежности не бывает. По расчетам, вероятность успешного завершения полета пилотируемого корабля составляла 0,875, а вероятность спасения жизни космонавта, даже при неудачном запуске, с учетом системы аварийного спасения, составляла уже 0,94. Тогдашние требования к уровню надежности составляли 0,95. Что же должно было преодолеть эту одну сотую и разрешить старт? Ответ: нужны силы, чтобы верить в успех.
Здесь, в рамках газетной статьи, мы упростим ситуацию и считать будем как на пальцах, а не на суперкомпьютере (которого, кстати, у Королева не было). Введем для этого грубую шкалу отказов с шагом одна сотая - 0,01.
Настоящей системы аварийного спасения тогда не было. В случае аварии ракеты-носителя на стартовой позиции было предусмотрено катапультирование космонавта из спускаемого аппарата по команде из бункера. В головном обтекателе для этой цели был предусмотрен специальный вырез. Приземление космонавта производилось без использования парашюта на специальную сетку с последующей его эвакуацией стартовой командой в бункер. Но не потребовалось. Ракета со старта ушла штатно.
На 156-й секунде выведения на орбиту случилась первая нештатная ситуация - из-за повышенных помех не прошла команда на отключение двигателя, он проработал на 15 секунд дольше. В результате корабль вышел на более высокую орбиту с апогеем 327 км вместо расчетных 230 км. Это сразу отменило резервный режим спуска за счет естественного торможения атмосферы - время существования корабля оказалось около 30 суток. К этому времени космонавт бы погиб. Оставалось надеяться, что тормозная двигательная установка сработает штатно.
1,00 - 0,01 = 0,99. Счетчик щелкнул один раз.
Тормозная двигательная установка включилась вовремя, но выключилась на 1 секунду раньше расчетного времени из-за окончания горючего (причина: неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего, из-за чего часть горючего попала в полость разделительного мешка, а не в камеру сгорания). Следствием этого стал перелет в 600 км и посадка в нерасчетном районе.
0,99 - 0,01 = 0,98. Второй щелчок.
Корабль закрутило сразу вокруг трех осей с большой скоростью - 30 градусов в секунду. Это было следствием предыдущей нештатной ситуации.
0,98 - 0,01 = 0,97
Разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) прошло на 10 минут позже по резервному варианту - от термодатчиков.
0,97 - 0,01 = 0,96
Четыре стальные ленты, соединяющие СА и ПО, отстрелились нормально, но отсеки продолжали двигаться, соединенные жгутом кабелей, которые также должны были освободить СА и ПО друг от друга. Лишь в плотных слоях атмосферы они перегорели.
0,96 - 0,01 = 0,95 (!)
Все. Резерв надежности исчерпан, а полет еще продолжается. В реальности "вес" отказов разный и расчет, конечно, более сложен, но зато здесь мы наглядно, словно на экране, при обратном счете времени видим, как тает надежность с каждой нештатной ситуацией.
Уже во время парашютирования у Гагарина самопроизвольно ввелся запасной парашют. Космонавт был близок к посадке на воду (хоть и родная река матушка-Волга, но приводнение могло закончиться плохо). Были проблемы и с дыхательным клапаном скафандра. Но все это случилось уже "дома", в родной воздушной среде.
Первоначально полет советского космонавта планировали на декабрь 1960 года. За два месяца, 11 октября, С.П. Королев писал жене: "...Этой осенью мы должны послать туда человека и вернуть его к нам... Надо, чтобы все поверили, что все будет хорошо, и сам должен в это верить. Я с ужасом думаю, что у меня может и не хватить этих сил..."
С.П. Королев нашел в себе силы так поверить в успех, чтобы не показать никому, как ему было трудно и какова цена одной сотой между расчетными 0,94 и требуемыми 0,95. Позднее Ю.А. Гагарин писал о Главном конструкторе: "Находясь на старте, он смог своей несокрушимой уверенностью зарядить всех, в том числе и меня". И еще: "Конечно, я волновался... Но вместе с тем был уверен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предвидели бы наши ученые и техники, не случится... Очевидно, и во мне были уверены. Все это, вместе взятое, и называлось "готовностью к космическому полету".
Первый космонавт Ю.А. Гагарин оказался на вершине большого проекта, которым руководили люди, не только понимавшие Природу и Историю, но и умевшие брать на себя ответственность, люди, верившие в свое дело до такой степени, что вера их вырывала Победу там, где другие останавливались в шаге от нее. Гагарин оказался победной точкой в огромном деле, открывшем для человечества дорогу в иные миры. Но даже если не скоро произойдут другие подобные цивилизационные прорывы, мы внутренне надеемся, что нам удастся еще раз построиться под знаменами знаний и всем вместе, в союзе с Природой и Историей выиграть еще раз! И снова выйти на Красную площадь. Без приказа сверху. Вот почему Ю.А. Гагарин - больше, чем символ. Он ориентир для страны. До сих пор.
Как Юрий Гагарин стал гражданином Вселенной: подробности и неизвестные факты из биографии, воспоминания о нем и уникальные фотографии - в специальном проекте "РГ" ко Дню космонавтики.