В Елец за кружевами: что мешает древнему городу стать туристической Меккой
Ясно, что столь вопиющее неуважение властей к историческому наследию возмутило многих горожан, а один из них, самый активный, отправился искать справедливости в Москву. Там он чудом добился аудиенции у Сергея Михалкова, возглавлявшего творческое объединение "Фитиль". В Елец отправилась съемочная группа этого сатирического киножурнала и…
…Елецкая старина была спасена. Генплан зарубили, центр города получил статус охраняемой законом территории.
Тот самый активист Евгений Крикунов на этом не остановился, он стал собирателем всяких древностей, связанных с местными краями, еще в советские времена основал здесь первый частный музей, а ныне таких музеев у Крикунова - пять.
Из тьмы веков
Собственно говоря, вся та история вполне могла стать началом нового этапа в биографии старинного города, сделать его знаковым туристическим центром наподобие Суздаля или других жемчужин Золотого кольца. Ведь по своему культурно-историческому потенциалу Елец может дать фору многим другим малым городам России. Судите сами.
Елец на год старше Москвы, и он всегда был надежным бастионом на пути разного рода иноземных захватчиков. За что получил звание "Город воинской славы".
В его центральной части находятся больше двухсот объектов культурного наследия или, иначе говоря, зданий и сооружений, которые представляют историческую ценность, а потому подлежат государственной охране и заботе.
Здесь учились в гимназии Иван Бунин и Михаил Пришвин, а преподавал в том учебном заведении Василий Розанов. В Ельце родился Тихон Хренников.
На городок со стотысячным населением приходятся пятнадцать музеев, столько же величественных храмов и Знаменский монастырь.
Плюс к вышеуказанным достоинствам надо отнести и еще одно, очень немаловажное: Елец находится менее чем в четырехстах километрах от столицы на федеральной трассе "Дон". Стоит на пересечении нескольких дорог, которые ведут в Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону.
И вообще там дышится хорошо: живописные холмы, тихая речка, умиротворенность русской провинции.
Словом, по многим показателям быть бы Ельцу российской туристической Меккой. Но потенциал есть, а до массового паломничества гостей ох как далеко. Почему? Мне давно хотелось это понять. А тут и повод подвернулся - тому самому спасителю исторического центра Евгению Павловичу Крикунову исполнилось 80 лет. Поехал его поздравить и заодно посмотреть, что к чему с развитием туристической индустрии.
Четыре с половиной часа езды на машине по современному автобану М-4 "Дон" пролетели незаметно. Дорога платная, а потому надо быть готовым расстаться с полутора тысячами рублей. Навигатор без проблем вывел меня в исторический центр к заказанному заранее мини-отелю под названием "Снегири". Кстати, вполне приличному даже по столичным меркам.
Что не под силу сдвинуть подвижнику
Начать надо с того, что за прошедшие десятилетия сам Крикунов многое сделал для сохранения и преумножения исторического наследия. Его стараниями в Ельце появился первый в России памятник Ивану Бунину, а затем памятник Елецкому пехотному полку, который отличился во многих сражениях XVIII и XIX веков. Опять-таки за свои кровные средства он установил бюст философу Василию Розанову, на фасаде одного из храмов разместил горельеф архиепископу Иннокентию Херсонскому и Таврическому, сформировал уникальные коллекции нескольких музеев. В этих частных собраниях - картины известных российских художников, произведения знаменитых елецких кружевниц, символы недавней советской эпохи.
Еще раз подчеркну: все пять крикуновских музеев организованы и работают исключительно за его счет, без всякой поддержки со стороны федеральных и местных властей. Факт на самом деле уникальный, поскольку мировая практика говорит о том, что музей без помощи государственных органов или спонсоров существовать не может.
Крикунов и сам по себе стал местной достопримечательностью.
А вот что касается властей, то отношения с ними у него не сложились еще с тех пор, когда Елец на весь Союз с его подачи "ославил" сатирический киножурнал "Фитиль". Кажется, и теперь ему не могут простить того, что вынес сор из избы. Избирались и назначались новые градоначальники, менялись чиновники, ответственные за культуру и туризм, а дружбы между благотворителем и властью не получалось. Более того, сам Евгений Павлович говорит, что все его проекты состоялись не благодаря городской поддержке, а вопреки тем препятствиям, которые ему чинили всегда. И в доказательство приводит множество примеров.
У него и теперь, в восемьдесят лет, энергии хоть отбавляй. В последнее время носится с идеей создания центра детского творчества, просит под него этаж давно заброшенного дома. Нет, не дают ему эти двести квадратных метров - пусть лучше остаются они трущобой в исторических кварталах Ельца.
Правда, справедливости ради надо сказать, что и характер у собирателя тоже не сахар. На компромиссы он не идет, правду-матку режет в глаза, невзирая на чины и звания. Потому и существуют они как бы в двух не пересекающихся мирах: городская администрация и те богатства, которые накопил Крикунов, причем - это надо особо подчеркнуть - накопил именно для всеобщего обозрения, то есть, можно сказать, во славу родного города.
По мнению Крикунова, администрация никогда не проявляла особой заинтересованности в развитии инфраструктуры въездного туризма. В "нулевые" годы какое-то шевеление началось: была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Елец", однако вся ее деятельность вначале ограничилась поддержкой ремонта сетей водоснабжения и финансированием обустройства местных дорог. А затем и вовсе сошла на нет.
Желтый свет на перекрестке
Я встретился с Натальей Чукановой, которая с 2014 года возглавляла отдел по развитию особых экономических зон в местной городской администрации. Увы, пять лет назад его ликвидировали, и теперь за туризм в Ельце фактически не отвечает никто.
- Нам было трудно, - рассказывала мне Наталья Чуканова. - Дело новое, незнакомое. Сами городские руководители толком не знали, чего они хотят и с чего надо начинать. Но постепенно что-то получалось: поддерживали тех местных предпринимателей, которые открывали свои отели и рестораны, помогали нашим фестивалям "Антоновские яблоки", "Русская закваска", традиционному музыкальному празднику в день рождения Хренникова, проводили конкурсы официантов, изучали опыт других малых городов. Нас заметили и включили в федеральную целевую программу развития туризма.
Чуканова говорит, что почти все созданное по части индустрии гостеприимства родилось именно тогда. И годовой турпоток за те годы вырос с 20 тысяч до 190 тысяч человек. Но, повторяю, пять лет назад отдел закрыли и все преференции, связанные с особой экономической зоной, тоже канули в Лету. А с ними - и многие тогдашние начинания.
Сегодня Елец, если и привлекает туристов, то лишь своей славной историей и своими музеями. Сам же город, вернее его центральная часть, находится в плачевном состоянии. Фасады большинства зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, не ремонтировались, видимо, еще с царских времен. Многие строения-памятники стоят брошенными. Дороги разбиты. Единственная большая гостиница "Елец", которая была способна принимать организованные группы туристов, закрыта и выставлена на продажу.
Правда, в последнее время появилось несколько частных мини-отелей, но никто не смог мне сказать, сколько же конкретно гостей они способны принять. Скорее всего, не более трехсот, что для города, способного стать туристическим центром федерального значения, согласитесь, ничтожно мало.
Удивительно еще и вот что. Не было и нет никакой стратегии развития региона как туристического кластера. Все, что есть хорошего, существует как бы само по себе, разбросано по разным сусекам. Фестивалями и бюджетными музеями занимается управление культуры. Реставрацией старых храмов озабочены церковные власти и редкие спонсоры. На приведение в порядок старых домов у администрации элементарно нет средств. Народные промыслы - источник поставки на рынок сувенирной продукции - еле сводят концы с концами. Никто не отвечает за продвижение Ельца в соцсетях и СМИ.
Было бы неверным кидать камни в огород только местных властей. Многие нерешенные проблемы - это прямое следствие той бесконечной чехарды, которая имела место в последние десятилетия, когда туризм передавали из одного ведомства в другое. Отрасль была в подчинении у минспорта, минкульта, минздрава, минэкономразвития. Два года назад Ростуризм "в целях оптимизации и совершенствования государственного управления" упразднили, передав его функции министерству экономического развития.
Если говорить о туризме, то в этом городе, стоящем на оживленном перекрестке федеральных дорог, словно бы горит светофор с желтым светом: ехать, вроде бы, можно, но куда и как - мало кто понимает.
Валенки, валенки…
Редкие туристы попадают сюда, как правило, случайно. Или же, останавливаясь передохнуть на пути по автобану к курортам Краснодарского края.
Осматривая крикуновские сокровища, я провел опрос среди таких гостей. Все они в один голос восхищались красотой величественного Вознесенского собора, отмечали теплоту местных музеев. И при этом ругали колдобины на дорогах, удивлялись обшарпанным домам и общей унылости исторического центра.
А еще туристу обязательно нужен сувенир на память о пребывании в данном месте. Как с этим в Ельце?
В музее народных промыслов есть стенд, посвященный валенкам, которые здесь валяли испокон веков. И ведь, что там говорить, этот вид обуви и сейчас пользуется устойчивым спросом - для дачи и загородного дома нет ничего лучше. Но в Ельце валенки, похоже, становятся музейной редкостью. Существовавшая здесь много десятилетий подряд сапоговаляльная фабрика на днях объявила о своем закрытии. Ее директор Валерий Александров объясняет сей грустный факт нерентабельностью производства.
По его словам, когда-то в сезон им удавалось произвести и продать до десяти тысяч пар валенок в год, а теперь едва триста. Все старые мастера покинули этот мир, новых нет. Секреты промысла передавались, как эстафета, из поколения в поколения, а ныне многое безвозвратно утеряно.
Другой промысел, которым был всегда знаменит город, связан с елецкими кружевами. Но и здесь все неуклонно движется к закату. Если в начале ХХ века в кружевных мастерских были заняты пятнадцать тысяч человек, то сейчас около ста. В советские времена кружевниц готовило специальное профтехучилище, сейчас вся надежда на добрую волю оставшихся мастеров.
- Умирает промысел? - Прямо спросил я директора компании "Кружевной край" Екатерину Борисову.
- Как ни грустно, да, - ответила она. - И процесс этот способна остановить только государственная поддержка. Ну, кто теперь согласится часами плести кружева при месячном заработке в 25-30 тысяч рублей? Прибавлю я зарплату, значит и цену на продукцию надо поднимать, а тогда сбыта не будет.
Чтобы сплести, например, палантин или накидку, мастерице требуется месяц-полтора, а то и два каждодневного труда. Такие изделия пользуются ограниченным спросом, и только у состоятельных знатоков. Туристы же в основном покупают дешевые салфетки, сувенирные кружева, детские платьица. Летом магазин, существующий при промысле, навещают 25-30 человек в день. Это совсем немного для того, чтобы производство чувствовало себя стабильным.
Нужны ли Ельцу гости?
Но, может быть, и не надо Ельцу претендовать на звание туристической Мекки? Местные жители, судя по всему, вполне довольны своим городом и его теперешним состоянием. Во всяком случае, когда я пенял им на плохие дороги и ветхие дома, то в ответ слышал: "Раньше было еще хуже. А теперь жить можно".
Это так. Если сравнивать с тем, что было вчера. И совсем не так, если брать за образцы другие малые города с богатым историческим прошлым, которых много есть в мире и которые стараниями государства заслуженно оберегают от запустения, а сами эти города становятся фундаментом туристической отрасли.
Если считать туристами тех гостей, которые провели в местных отелях хотя бы одну ночь, то таких в прошлом году в Ельце зафиксировано шестьдесят тысяч. Для сравнения: в прошлом году Суздаль посетили два миллиона таких гостей. С одной стороны, подобный показатель - явное свидетельство интереса наших граждан к русской старине и доверия к отечественному сервису. С другой… Многие путешественники остаются недовольными запредельно высокими ценами в суздальских отелях и ресторанах, очередями на осмотр самых популярных туробъектов. Слишком велика оказалась нагрузка на маленький городок.
Да и почти все остальные центры Золотого кольца сегодня явно перегружены толпами москвичей и питерцев, их инфраструктура оказалась не готова к столь неожиданному наплыву гостей.
Здесь тот самый случай, когда нет худа без добра. Лишившись многих возможностей для дальних зарубежных поездок, россияне активно принялись осваивать туристические маршруты поблизости от родного дома. И это похвально: изучают свою историю, знакомятся с памятниками старины, познают жизнь и творчество русских гениев, погружаются в чарующую атмосферу родной природы. А еще это сигнал для тех, кто сейчас ответственен за туризм: сама жизнь требует новых смелых подходов к развитию инфраструктуры, стабильных инвестиций в отрасль, строгого контроля за реализацией озвученных проектов.
Вот и руководители наши без устали твердят о необходимости всячески содействовать развитию внутреннего туризма. Тем более что резервы там таятся неисчерпаемые. Как и во многих других развитых государствах, туризм может и должен стать важной отраслью экономики. Дело это и экономически выгодное, и патриотически важное.
***
На ужине в честь 80-летия Евгения Павловича Крикунова собрались его близкие друзья - в основном такие же ветераны, как и сам юбиляр. Было сказано много добрых слов в адрес подвижника. В местной газете появилась большая статья с перечислением тех многочисленных заслуг перед городом, которые за свою жизнь накопил Крикунов.
Увы, ни городская администрация, ни областная его не поздравили. Да он и не ожидал ничего иного. Только рукой махнул: "Давно привык".
"…город гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались "земли дикие, незнаемые", а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее".