Ветеран ЧФ Сергей Горбачев: Севастополь создан, чтобы обеспечивать мир и безопасность
Ветеран ЧФ Сергей Горбачев: Севастополь создан, чтобы обеспечивать мир и безопасность
Ждали перемен
Есть у нас предприятие - Севастопольский морской завод. Там во времена Советского Союза работало порядка 16 тысяч человек. А сейчас там занято всего лишь не больше полутысячи. Показательно?
Севастополь из города с высокотехнологичной промышленностью и наукоемким производством превратился в огромное (с почти 400-тысячным населением) захолустное местечко с многоукладной экономикой и патриархальным хозяйством.
Все основные предприятия военно-промышленного комплекса были свернуты, за исключением лишь одного завода, который замыкался на Министерстве обороны России - это 13-й судоремонтный завод Черноморского флота. Сегодня он является заводом, который способен комплексно обеспечивать ремонт кораблей и судов Черноморского флота Российской Федерации. Причем аналогов в Южном регионе просто нет.
Напомню: в советское время Севастополь являлся и "рыбной" столицей УССР. Именно здесь находились крупнейшие рыбопромысловые объединения. Севастопольские рыбаки ловили рыбу и другие морепродукты вплоть до Антарктиды, по всей Атлантике. К примеру, это и система магазинов "Океан", много всякого разного, что до распада Союза было. Это опять же, Севастополь, в котором вторым по значимости праздником после Дня Военно-Морского Флота был День Рыбака. Так вот, за украинское время это все тоже было убито. Рыболовецкие суда, включая плавучие консервные заводы, были распроданы, остались за рубежом. И рыбопромысловая отрасль, которая являлась одной из ведущих в Севастополе, в общем-то, исчезла.
Естественно, ожидания севастопольцев были связаны с тем, что традиционные отрасли производства, градообразующие предприятия возродятся.
Как житель Севастополя скажу: то, что сейчас происходит в городе в плане развития, несмотря на трудности, в том числе СВО и санкции, можно сравнить с тем, что было "при Украине", как соловья и воробья. При украинской власти - забвение традиционных отраслей экономики, стагнация секторов городского хозяйства, отсутствие каких-то модернизационных работ в сферах развития или ремонта дорожной сети, всей коммуналки, да даже освещения на улицах толком не было. Севастополь - во мгле, понимаете? Фонари разбиты, тротуары искорежены - все в упадке и забвении, как писали в старых романах, "мерзость запустения".
Это и трасса "Таврида", и Крымский мост, и аэропорт великолепный наш в Симферополе, и реализация масштабных проектов федерального уровня, и строительство объектов, меняющих нашу жизнь. Чего, к примеру, стоят ТЭЦ, обеспечившие энергонезависимость полуострова. Просто радуется глаз!
Как формировали единое информационное поле
Сейчас я - председатель Союза журналистов Севастополя, а на начальном этапе, в 2014-2015 годах, в течение восьми месяцев возглавлял информационный блок правительства Севастополя. В то время решалась задача интеграции средств массовой информации региона в информационное поле России.
Несмотря на то, что мы находились под юрисдикцией Украины, практически все СМИ у нас были русскоязычными. Конечно, Украина всячески пыталась внедрять, продавливать свою информационную политику. Это и вещание на украинском языке (в процентном отношении - не менее половины), и формирование соответствующего контента, формирование соответствующей информационной повестки. Но севастопольский потребитель не воспринимал все это, ибо в Севастополе всегда говорили и думали по-русски, и украинский язык здесь ни в каком виде прижиться не мог просто по определению. Хотя, понятное дело, в образовательных программах, безусловно, он присутствовал - процесс украинизации шел последовательно во всех сферах жизни. Журналистское сообщество города было исключительно русскоязычным и российско-ориентированным. Поэтому в течение года практически все основные СМИ зарегистрировались по российскому законодательству и продолжали работать без всяких перерывов.
Конечно, кто-то ушел, так сказать, в историю. Прежде всего, два таких СМИ, которые были еле заметны на информационном поле и не делали погоды. Это "Флот Украины" - газета Военно-морских сил Украины, которая была двуязычной, печаталась на русском и украинском языках. Исчез и телерадиоцентр "Бриз" Военно-морских сил Украины, который вещал в сетке телевидения и в FM радио круглосуточно. Остальные СМИ в основном лишь переформатировались с точки зрения контента. Пришли новые СМИ, в чистом виде российские, в том числе ТВ.
К сожалению, также у нас ушла в историю старейшая ежедневная газета нашего региона - "Слава Севастополя". Сейчас газета с таким названием выходит раз в неделю, но это совершенно другое издание: и по контенту, и по стилю, и по охвату аудитории, и по тиражу, и по периодичности выхода, и по внешнему облику.
Севастополь как город военный, город военных моряков всегда испытывал пиетет в отношении своих флотских СМИ. Это, прежде всего, газета Черноморского флота "Флаг Родины", тираж которой в советское время превышал 30 тысяч экземпляров. Газета была ежедневной, а в 90-е - "нулевые" годы она реально обрела статус авторитетного общественно-политического издания. Сейчас же она приобрела статус филиала "Красной звезды", выходит раз в неделю, тиражом менее двух тысяч экземпляров, печатается в Москве, привозится сюда с опозданием и, по сути, информационных потребностей не удовлетворяет. В том числе и в связи с тем, что раньше "Флаг Родины" можно было свободно подписать, купить в городе. Теперь, к сожалению, о существовании этой газеты у нас практически никто не знает, как и о газете "Слава Севастополя" в ее новом формате.
Почему об этом говорю? Не потому, что я сам по себе газетчик, а потому, что газета - это ресурс, который несет качественную информацию, полновесную, в ней много присутствует аналитика, виден взгляд, позиция журналиста. Она не только информирует, но и воспитывает, просвещает, мобилизует. Образно говоря, это классика! То, что дает нам интернет, телевидение - это все телеграфно, агрегатно, телетайпно-ленточно, порой, до примитива. Настоящую газету ничто заменить не может.
Смотрим в будущее
Конечно, за десять лет много сделано в плане развития, обустройства города.
Например, преобразование Херсонеса Таврического в уникальный православный комплекс, создается Школа искусств. Идет грандиозное строительство на мысе Хрустальный - здесь будут Оперный театр, Академия хореографии и Музей Великой Отечественной войны.
Много сделано в плане развития городского хозяйства. Построена Балаклавская ТЭЦ, отреставрированы и отремонтированы многие здания, сооружения, дороги, коммуникации. Очень много делает Москва - она традиционно на протяжении уже тридцати лет уделяет постоянное внимание Севастополю, горожанам и морякам-черноморцам. Наша центральная улица Большая Морская отреставрирована и реконструирована именно Москвой. Множество других объектов Москва патронирует - самых разных и по значению, и по масштабам.
Есть и более, скажем так, глобальные задачи. Как представляется, это реанимация того промышленного потенциала, который Севастополь имел в годы СССР и, по сути, который должен существовать.
Таких городов у нас вообще в стране, по сути, больше нет. С ним не могут сравниться ни Кронштадт, ни Мурманск, ни Владивосток, ни даже Петропавловск-Камчатский. Это город, сугубо ориентированный на оборону, что он доказал в течение 240 лет своей истории. Он таким и должен быть. Конечно, может меняться его облик, обретать новые черты. Он и меняется, но как раз морское лицо Севастополя продолжает размываться.
Безусловно, важно развитие сельского хозяйства, того же виноградарства и виноделия. Туризм имеет значение. Но Севастополь все же создан для иного. Его доминанта иная - военно-морская. Он создан для того, чтобы обеспечивать мир и безопасность, быть военно-морским форпостом, морской крепостью России на ее Юге. И ход специальной военной операции это убедительно доказывает.
Подготовила Софья Ефремова