Смысловой и эмоциональной основной программой, безусловно, является "Реквием" Моцарта. И, например, в Болонье "прелюдией" к моцартовской мессе станут лишь несколько песнопений древней византийской традиции, а в Москве под сводами Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии "Реквием" прозвучал без каких-либо дополнений, оставив неизгладимое, подлинно сакральное впечатление.
Нет в мире музыкального произведения, более окутанного туманом мифов, как биографических, бытовых, так и мистически-художественных, чем моцартовский "Реквием". Это породило как много неправды, так и немало иных шедевров искусства во всех жанрах и стилях от маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" до кинофильма Милоша Формана "Амадей".
Работу над "Реквиемом" - траурной заупокойной мессы, как известно, прервала смерть Моцарта. И по просьбе вдовы композитора Констанцы, которая, есть основания полагать, действовала из коммерческих побуждений, партитуру заканчивал уже сонм авторов от Франца Ксавера Зюсмайера, Йозефа Леопольда Эйблера и других, в том числе анонимных композиторов.
В итоге зимой 1792 года графу Францу фон Вальзеггу был передан "Реквием". Он анонимно заказал его, чтобы выдать за собственное сочинение во время исполнения в годовщину смерти супруги.
Премьера "Реквиема" состоялась лишь 14 декабря 1793 года в Вене в церкви Цистерцианцев.
Для Теодора Курентзиса моцартовский "Реквием" - это одно из ключевых произведений в творческой биографии. В этот раз квартет солистов получил обновленный расклад: сопрано Елизавета Свешникова, контратенор Андрей Немзер, тенор Егор Семенков (все - голоса хора musicAeterna, не яркие, но очень точно звучащие) и сильный бас Алексей Тихомиров из "Геликон-Оперы".
Исполнение неизменно строится на богатейшем и вдохновенном опыте Курентзиса барочного музицирования по правилам исторически информированного звучания с характерными тембрами аутентичных инструментов.
И в начале исполнение, строгое, технически безупречное, кажется не только аскетичным, но и смиренным. Но с каждой следующей частью, по мере продвижения к финалу все отчетливее и мощнее возникает понимание того, что "Dies Irae (День гнева) превратит мир в пепел". И даже прекрасная Lacrimosa ("Плач") не спасет, если человечество, наконец, не услышит отчаянного призыва очнуться ото сна и не сможет осознать, как коротка, мимолетна и хрупка жизнь и ее красота.