Определить потенциальных террористов могут помочь банкиры
Алексей Зубец: Банковские психологи могут составлять опросные листы для мигрантов
Сергей Куксин/РГ
Кровавый теракт в "Крокус Сити" указал на проблемы в миграционной политике нашей страны. В связи с этим стали высказываться инициативы об ужесточении правил пребывания мигрантов в России. Урегулирование такой непростой проблемы - дело сложное, и об этом в первую очередь должны рассуждать профессионалы. Однако хотелось бы со своей стороны высказать на этот счет несколько наблюдений.

Во-первых, у нас утвердился стереотип восприятия, согласно которому трудовой мигрант - это обязательно выходец из Таджикистана, Узбекистана или Киргизии. Однако, как это странно ни прозвучит, они не в большинстве. Из остальных республик когда-то единой страны в Россию стремится в сумме больший поток людей. Ограничивать права, к чему сейчас раздаются призывы, придется всем.

Но ведь есть еще ЕАЭС и соответствующие межгосударственные договоренности, есть люди, получившие гражданство, и большинство из них законопослушные граждане. Россия была, есть и будет цивилизованным государством, уважающим права всех, включая мигрантов, и всем, кто хочет рубить с плеча, это фундаментальное обстоятельство нужно учитывать.

Следующее. Действительно, необходим дополнительный контроль за въезжающими в страну иностранцами. Делать дактилоскопию на границе МВД предложило не вчера и, полагаю, скоро она будет введена. И в этом нет ничего унизительного, это просто вопрос безопасности, включая и безопасность самих приезжих. Но главное не в этом. Фокус общественного внимания сосредоточен на фильтрации входящих миграционных потоков. Напомню, что Россия, как и другие страны, имеет полное право запрещать въезд иностранным гражданам, если они представляют потенциальную угрозу, и лишать российского гражданства тех, кто получил его в недавнем прошлом. И этим правом, насколько я знаю, активно пользуется. Но лазейки остаются, а значит, остается вопрос, как разделять въезжающих на тех, кто готов честно трудиться и приносить пользу России, и тех, кто этого делать не хочет, или даже не собирается.

Как этого добиться? Спросите у банкиров. За последние десятилетия они поднаторели в скоринге клиентов и умеют определять проблемных заемщиков, задавая им косвенные, непрямые вопросы. Полагаю, банковские психологи могут помочь миграционным органам в написании скриптов для бесед на границе и опросных листов, которые помогут выявить истинные намерения приезжего.

Но меня больше всего интересует экономика. К сожалению надо признать, что трудовые ресурсы в нашей стране закончились. Это не значит, что в стране нет незанятых людей трудоспособного возраста. Они есть, только очень многим из них свойственна довольно слабая мотивация, они не хотят даже за приличные деньги ехать туда, где рабочих рук не хватает. Но для того чтобы выполнить задачи, поставленные президентом в послании Федеральному собранию, чтобы обеспечить годовой рост экономики на 3-3,5%, нам необходимы не менее 150 тыс. дополнительных трудовых мигрантов в год. И трудолюбивые мигранты, если, конечно, удастся наладить фильтрацию нужного контингента, могут стать примером экономической активности.

Им есть к чему стремиться. Россия предоставляет им широкие возможности для самореализации, если есть стремление к этому и какие-то таланты. Так, например, среди тех, кто ищет работу курьера, желаемая зарплата составляет сегодня по нашим данным 123 тыс. рублей, слесаря - 145 тыс., водителя - 149 тыс.

Кстати, средняя желаемая зарплата в сфере IT составляет сегодня в России 124 тыс. рублей, ровно столько же, сколько и у курьера. Как видно, Россия страна возможностей.

Алексей Зубец
профессор Финансового университета при Правительстве РФ
Поделиться