Трудовая иммиграция с нами надолго
    Георгий Бовт: Процесс наведения порядка в сфере учета трудовой миграции будет набирать обороты
    31.03.2024 08:00
    31.03.2024 08:00
    Поделиться
    После теракта в "Крокус Сити Холле", исполнителями которого стали выходцы из Центральной Азии, оживились дискуссии на тему трудовой миграции. Звучат самые разные предложения - от рассчитанных на самопиар авторов до вполне разумных. Попробуем разобраться.

    Прежде всего, надо признать, что российская экономика пока не может обходиться без иностранной рабочей силы, и это надолго. Основных причин - две. Первая - "отрицательная демография": население, в силу ряда причин, складывавшихся десятилетиями после Великой Отечественной войны, сокращается, миграция лишь отчасти покрывает естественную его убыль. Падает и численность трудоспособного населения. За последние десять лет - с 85,079 млн чел (59,3% от общей численности) до 77,827 млн чел (54,3% населения).

    К 2030 году число трудоспособных россиян может составить 77,530 млн чел (54,6% населения). Это уже близко к тому, чтобы один работающий "кормил" одного пенсионера. Для слома негативных трендов в демографии нужно не одно десятилетие. Вторая причина - низкая производительность труда, низкий уровень механизации. По некоторым оценкам, производительность труда в России отстает от уровня США в пять раз (в абсолютных значениях) и в три раза от Германии. Эту проблему тоже быстро не решишь.

    Для слома негативных трендов в демографии нужно не одно десятилетие.

    При этом в нашей стране доля иностранных работников в экономике не превышает 5% (и к 2030 году не превысит), тогда как доля иностранцев среди занятых в европейских странах уже сейчас выше 10%. Конечно, есть еще и теневая занятость, но она есть везде.

    Роботизация в мире началась в 1980-х-1990-х, когда наша страна находилась в кризисе, эта одна из причин отставания по этой части. Сейчас догонять приходится в условиях санкций, притом с "низкой базы": в России соотношение используемых роботов на 10 тыс. работников не превышает 6 штук, тогда как для Европы средний уровень составляет около 110, а для США чуть более 90. Лишь 15-17% российских промпредприятий могут похвастаться высоким уровнем автоматизации и внедрения робототехники, чуть менее половины имеют низкий уровень. Кстати, представление о том, что российские работодатели "избалованы" дешевой рабочей силой и только лишь поэтому не хотят тратиться на механизацию (хотя поэтому тоже), верно лишь отчасти. По опыту других стран видно, что число рабочих мест на фоне роботизации растет, а не падает. Потому что на фоне роста рентабельности высокомеханизированных производств туда идет переток производств из стран с дешевой рабочей силой, где рентабельность ниже.

    По оценкам Минтруда, число трудовых мигрантов в РФ к 2030 г. составит 3,5 млн человек (на 400 тыс. больше, чем в 2022 г.), при росте и численности рабочей силы (не путать с работоспособным населением) с 72 млн чел в 2022 до 74,4 млн в 2030.м. По данным МВД РФ, на начало текущего года в России находилось около 6,5 млн иностранцев, подавляющая часть которых в той или иной форме была занята в экономике. Со своей стороны, Владимир Путин в конце прошлого года оценивал численность трудовых мигрантов в России в 10 млн человек. А нехватку рабочих рук в стране - в 2,5 млн человек. Основные сферы занятости гастарбайтеров известны: строительство (в Москве в стройкомплексе, в зависимости от специальности, их доля колеблется от 20 до 60%), транспорт и служба доставки, розничная торговля, разные виды сервиса. Кстати, далеко не все эти профессии можно легко механизировать.

    В идеале все эти процессы надо привести к общему знаменателю. К этому, полагаю, мы и движемся.

    Система учета и отслеживания занятости и пребывания трудовых мигрантов пока не до конца универсализирована. Скажем, есть система квотирования. По этим квотам, выделяемым сроком на один год по конкретным специальностям, гастарбайтеры въезжают на основе рабочей визы, в 2024 году в Россию смогут так приехать почти 156 тыс. человек. Есть и система трудовых патентов (в основном для граждан безвизовых стран). В 2023 году их действовало около 2 млн. Однако для граждан Беларуси порядок регулирования иностранной рабочей силы вообще не применяется, для граждан Армении, Казахстана и Киргизии не требуются разрешительные документы для работы. Есть отдельные межправительственные соглашения с Таджикистаном, в том числе (от 2019 года) об организованном наборе граждан этой страны на временную работу. Аналогичное соглашение есть с Узбекистаном. По этим соглашениям к концу 2023 года число трудовых мигрантов из Узбекистана составило 579 тыс. чел, из Таджикистана - 325 тыс. чел. Но это не все из таджиков и узбеков, кто у нас работает. А еще существует довольно большой перечень профессий, по которым гастарбайтеры могут работать вообще вне квот. Так, в списке Минтруда на этот год только медицинских специальностей там 41, для работников железнодорожного транспорта - 6 позиций (от машинистов до ремонтников) и т.д.

    В идеале все эти процессы надо привести к общему знаменателю. К этому, полагаю, мы и движемся. Обсуждаются разные варианты. Так, Минтруд предлагает создать отдельную компанию (своего рода общефедеральную кадровую службу) для целевого оргнабора иностранных работников. Это также может помочь (срок контракта будет ограничен двумя годами) предотвратить перерастание трудовой миграции в гражданскую, когда за работником подтягивается его семья. Оргнабор для одних работодателей будет лучше, чем система патентов, когда гастарбайтер может быстро "кочевать" с одного места на другое. Однако другие отнесутся к нему с подозрением, поскольку придется платить НДФЛ за работника и прочие соцвыплаты. Ну что ж, пусть это станет тогда аргументом в пользу механизации.

    Также с прошлого года обсуждается механизм создания "цифрового профиля" для мигрантов, чтобы было легче отслеживать их перемещение по стране, занятость, финансовые действия и так далее. Система поможет и мигрантам выйти из тени, получая преимущества от возможности пользоваться госуслугами в цифровом виде, в том числе заключать трудовой договор, подтверждать обучение, платить налоги, получать уведомление о статусе разрешительных документов и т.д.

    В любом случае процесс наведения порядка в сфере учета трудовой миграции будет набирать обороты.

    Георгий Бовт
    политолог
    Поделиться