Российская культура - часть культуры общемировой, и попытки ее "отмены" несостоятельны
Швыдкой: Мы не "отменяли" в России культуру недружественных нам стран
Владимир Трефилов/ РИА Новости
На минувшей неделе во время встречи с работниками культуры Тверской области в Торжке президент Российской Федерации В.В. Путин, решая конкретные проблемы текущей социально-гуманитарной жизни регионов, и прежде всего небольших городов России, которым он посвятил заметную часть своего недавнего Послания Федеральному Собранию, высказал несколько мыслей, относящихся к фундаментальному бытованию культуры. Они важны не только для понимания текущего момента.

В.В. Путин не впервые говорит, что именно культура определяет идентичность нации, именно от нее зависит историческое бессмертие народа. Но в Торжке эта мысль получила существенное развитие. Глава государства подчеркнул, что культура - не инструмент и не оружие, но почва, из которой произрастает все, что определяет мощь страны и народа, его уникальность и величие. Культура как корневая система национального бытия во всех его проявлениях.

Такое понимание далеко от утилитарности в отношении к особому феномену человеческой деятельности, каким является художественное постижение мироздания. Сегодня в нашем обществе достаточно часто настаивают на ином понимании культуры, связывая подобную позицию с особенностями нынешнего периода истории России. Слова Маяковского, готового приравнять перо к штыку, безусловно уместны в определенной военно-политической ситуации, они становятся реальностью, когда защита Отечества требует напряжения всех сил нации, но они не исчерпывают универсализма культуры, ее влияния на все сферы деятельности, на коллективное и индивидуальное сознательное и еще неосознанное.

Культура - почва, из которой произрастает все, что определяет мощь страны и народа, его уникальность

Художественное наследие и художественное творчество не сводимы к простой воспитательной дидактике. Считать их лишь инструментарием "мягкой силы", обращенной вовне и внутрь страны, возможно, но явно недостаточно. Универсальное понимание культуры как фундамента, почвы делает профессиональные конфликты в художественной среде, имеющие и политическую, и эстетическую подоплеку, чем-то второстепенным, отступающим перед глубинными запросами народа, который переживает развитие культуры как путь к вечности. Именно такой подход самодостаточен, он отшелушивает все отмершее, наносное, чужеродное.

Понятно, что любое национальное наследие нуждается в защите от внешнего насилия, но русская культура не раз доказывала, что она умеет постоять сама за себя. Она вбирала лишь то, что ей было жизненно необходимо, порой, на поверхностный взгляд, чужеродное. Приведу грубоватое, но точное сравнение. Сколько раз взрослые ужасались, что малые дети едят штукатурку, отколупывая ее от стен. Но врачи знают, что они таким образом восполняют дефицит кальция. Природа лучше знает свои потребности, чем многие ее толкователи. Органическая культура, а русская культура именно такова, заимствует для одомашнивания, приручения, превращения в собственное. Открытая на Запад и Восток, на собственной почве она взращивает свои неповторимые плоды.

Российская культура - часть культуры общемировой, и попытки ее "отмены" несостоятельны

Вовсе не случайно В.В. Путин не раз и не два говорил о том, что российская культура является неотъемлемой частью культуры общемировой. Уже поэтому ее "отмена", которой пытались заниматься недалекие политики в разных странах "золотого миллиарда", оказалась несостоятельной. В свою очередь, мы не "отменяли" в России культуру недружественных нам стран. Прежде всего потому, что взаимовлияние культур происходит преимущественно на глубинном уровне взаимодействия народов. У такого рода связей иная историческая протяженность, иной исторический шаг нежели у межгосударственных отношений.

И доказательства этому лежат на поверхности. Государственное устройство Германии не раз радикально менялось на протяжении двух минувших столетий, в ХIХ и ХХ веках, мы вступали в непримиримые и кровавые войны, но немецкая литература, музыка, живопись, кинематограф сохранялись в культурном обиходе и российских, и советских граждан. Борис Пастернак писал "Доктора Живаго" одновременно с переводом "Фауста" Гете. Уже в 1942 году он употребляет словосочетание "русский Фауст", размышляя о своем творчестве и о будущей грандиозной переводческой работе, активная фаза которой началась лишь в 1948 году. И не случайно Томас Манн, который не раз рефлексировал по поводу приписываемого Достоевскому пассажа "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя", назвал русскую литературу святой. Слишком близкими были глубинные исторические связи двух народов, пытавшихся распознать друг друга.

Примеры связей русской культуры с мировым художественным наследием можно умножить. Иван Тургенев, открывший Западной Европе великую русскую литературу ХIХ столетия, видевший в русском языке единственную поддержку и опору, и не только в пору горестных раздумий о судьбах России, переводил Шекспира, Байрона, Флобера. Высочайший класс мастерства русских и советских переводчиков признан во всем мире. Не случайно шутили, что русские версии романов Курта Воннегута в переводах Р. Райт-Ковалевой лучше оригиналов.

Миссия культуры всеобъемлюща. При этом сама культура существует во внутреннем диалектическом конфликте, который не позволяет ей омертветь, - она консервативна и одновременно предрасположена к развитию. Новые творческие открытия основаны на предшествующих культурных ценностях даже в случае видимого отрицания традиции. Общим местом стало утверждение о внутренней связи русского авангарда начала ХХ века с иконописью и архаичным лубком, но от этого оно не перестало быть верным.

И не случайно после трагедии в "Крокусе" В.В. Путин напомнил о многонациональном характере российской нации, вбирающей в себя 190 этносов. Напомнил не как о проблеме, но как о бесценном богатстве. Именно культура каждого народа может обеспечить межнациональный мир, в котором мы сегодня остро нуждаемся.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться