Chery, Haval и Great Wall: каковы достоинства и недостатки китайских автомобилей
Обо всем этом говорит автоблогер Сергей Гилевич в интервью Business FM. Он проживает более 10 лет в Китае, а именно в Шэньчжэне. И занимается именно автомобильным бизнесом. С его постулатами можно, конечно, спорить.
Итак, по словам автоблогера, впереди перспективы только у электроавтомобилей. Все началось, когда у китайских бизнесменов появились компоненты для производства батарей. Но производство автомобилей - это не только бензиновые, дизельные или электрические двигатели. Это еще подвеска, ее настройка.
- Чисто бензиновые машины в Китае не умеют делать, потому что у них нет столетнего опыта, - говорит автоблогер Сергей Гилевич. - Они понимают, что не догонят никак европейцев в этом вопросе. А в электрокомпонентах все проще. В этом бизнесе решает только один важный момент - у кого более дешевые компоненты для самых дорогих агрегатов. Самый дорогой агрегат - это батарея. Те, кому сегодня достается батарея подешевле, могут позволить себе в определенном бюджете дать больше лошадиных сил, более крутую отделку салона, подвеску посерьезнее, потехнологичнее и все остальное.
Но если все-таки вернуться к маркам, которые известны в России.
- Например, кроссовер Chery Tiggo 7 Pro - это популярнейший кроссовер в России. Он стоит 12 тысяч долларов, - говорит Сергей Гилевич. - Важно понять, в Китае даже самая маленькая комплектация, самая простая - это в России средняя.
Почему именно в России превалируют бренды Haval, Chery и Geely, притом что в Китае более 80 различных марок?
Как считает Сергей Гилевич, они в развитые страны не поехали. У китайцев выросла отделка салона, выросло качество мультимедиа, у них нормальные лошадиные силы, нормальные спортивные показатели для этой цены и у них хороший краш-тест. То есть эти машины стали безопасными, но качество подвески... Они не едут так комфортно, как едет Skoda. Когда есть из чего выбирать, человек почувствует, что ему приятнее рулится в Skoda, считает эксперт.
- Даже из премиального класса ничего не вышло на уровень немецкого автопрома, - говорит блогер. - На уровень японского вышел Hongqi, и по цене, как "японцы". Но у меня есть вопросы к этой марке. Раньше они делали машины для членов правительства, потом компания запустила их для общего пользования. У марки есть история, очень классная отделка салона, но мне кажется, что все это быстро начинает расшатываться, появляются люфты, глючит мультимедиа. Поэтому все-таки я не могу выставить Hongqi на уровень с премиальными другими китайскими марками, которые не продаются в России.
- Почему BYD на экспорт серым способом, параллельным, идет слабо, можете объяснить?
- У машины открытая мультимедиа, то есть можно устанавливать любые программы, не нужны айтишники, которые будут что-то менять, устанавливать. У машины великолепнейшие спортивные показатели, самая топовая гибридная установка, большие батареи. Хотите - ездите в пробках как электро, хотите - включайте себе генератор, ездите на бензине. Хорошая отделка салона, и это недорогие машины. Они поэтому вылетели на первое место по продажам, стали первыми в Израиле, недавно я читал статью - электро BYD обогнали Tesla. Это компания, у которой есть деньги, у которой есть крутейший дизайнер Вольфганг Эггер, который раньше работал в Audi.
Команда из Mercedes работает на них - инженеры, которые создают эти машины. У них есть еще дочернее предприятие Yangwang, которое занимается люксовыми машинами. Это очень дорогие машины, и у них нет меньше тысячи лошадиных сил, в базе у всех моделей 1,2 тысячи лошадиных сил, там их три сейчас - U6, U8, U9. Поэтому у BYD очень большое будущее. Это будет мировой автобренд, у которого самые сильные продажи. Их секрет в том, что у них собственное производство батарей. Если все остальные марки частично покупают, частично доделывают, например Tesla, у BYD только собственное. Плюс остальные китайские марки покупают электромоторы то у Bosch, то у Huawei. Поэтому у BYD очень качественная себестоимость, и за счет этого они дают крутейшие технологии, и их покупают. Но почему их не полюбили, думаю, из-за дизайна.
У BYD две линейки: одна - океания, морской стиль. Другая линейка - драконы. Согласитесь, какие сомы и драконы для России? В Китае другая культура, собственный мир, о котором мы, как оказалось, вообще ничего не знаем. В Китае все мультяшное, все веселое. Есть армия, категорически запрещено драться и в школах, и на улицах. Практически на всех столбах можно увидеть интересную фразу: "Драться запрещено, тот, кто победил, попадает в тюрьму, тот, кто проиграл, попадает в больницу". Из-за этого мир изменился внутри, люди хотят только праздника, им надо все мультяшное, какое-то смешное, похожее на животных и тому подобное. А нам это не заходит, мы хотим что-то более серьезное. Все-таки BYD дизайном не для нас. Люди покупают все-таки глазами тоже.
Впрочем, наши отечественные эксперты имеют другое мнение и о российском рынке, и о поставках на него импортных машин. В частности, автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что да, Китай поставляет нам самые разные машины. Электромобили и гибриды. Но наш рынок так много их не съест. Китайцы, по его мнению, рассматривают наш рынок как один из важнейших. И предлагают все более доступные автомобили. Но именно доступные. А электромобили к этому разряду не относятся.
Тем более что у них 800 тысяч электрозарядок уже сейчас. У нас с этим большие проблемы. Поэтому электромобили спросом и не пользуются.
Главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков напоминает, что Китай большой. Отъезжая от Шэньчжэня на 300 км, можно столкнуться с совсем уже другим модельным рядом. Далеко не свежим.
- Я был в Уху, - говорит Максим Кадаков. - Я просто ходил фотографировал. Чуть отойдешь в сторону, и на дорогах попадаются только развалюхи. Какие там электромобили?
Впрочем, на покупку и использование именно таких машин в стране предусмотрены сумасшедшие субсидии. Но нашей стране до такого развития электротранспорта еще слишком далеко.