Весеннее обострение: россияне ринулись скупать автомобили

Ужесточение с 1 апреля правил растаможки иномарок из стран ЕАЭС вызвало ажиотажный спрос на авторынке. Впрочем, дилеры запаслись машинами в таком количестве, которое не только позволит избежать роста цен в ближайшие месяцы, но и сохранить скидки.
РИА Новости
Обгоняя кризис

По итогам марта россияне приобрели 146,5 тыс. новых автомобилей, что в 2,1 раза выше показателя годичной давности, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Всего с начала года продажи легковых машин в нашей стране составили 330,7 тыс. единиц - на 93% больше, чем в первом квартале 2023-го.

Стоит отметить, что результат прошлого месяца стал лучшим для российского авторынка с мая 2021 года и, казалось бы, досанкционный уровень продаж наконец-то достигнут. Однако мартовский всплеск спроса во многом объясняется тем, что потребители спешили совершить покупку до введения с 1 апреля новых правил расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), опасаясь предстоящего роста цен.

Как говорит заместитель генерального директора АГ "Авилон" по продажам новых автомобилей, официальные франшизы Ренат Тюктеев, в марте продажи новых автомобилей выросли вследствие накопленного отложенного спроса. Ускорителем можно считать и максимум специальных акций, субсидированных кредитов и поддержек, работающих от производителей в первом квартале для стимулирования спроса. Вдобавок, рынок начинает привыкать к маркам из Китая, и те клиенты, кто по принципиальным соображениям не рассматривали их к покупке, меняют свое решение.

"Рекорды марта - это не совсем объективная оценка. Рынок имеет турбулентность, которая определяет ряд ключевых показателей. В марте было несколько тенденций, которые дали толчок таким продажам. Среди них - изменение таможенной политики при ввозе автомобилей в РФ через дружественные страны ЕАЭС (Киргизия, Казахстан и т.д.). Еще один фактор - это стагнация рынка Китая и желание производителей отгрузить с локального китайского рынка максимальное количество автомобилей в другие страны и косвенно считать это продажей", - рассказал "РГ" генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

По его мнению, апрель и май будут продолжением марта - в страну привезли неимоверно большое количество автомобилей с льготной таможней и их надо распродать. Часть продавцов будет стремиться получить дополнительную прибыль от этого, но у них вряд ли это получится, поскольку автомобилей на рынке слишком много. Поэтому во втором квартале также ожидается рост продаж по сравнению с прошлым годом на 15-20%. В последующие месяцы этот потенциал спадет, если Центробанк не понизит ключевую ставку.

Факторы роста
Фото: РИА Новости

Что касается марочной структуры продаж, первенство на российском авторынке удерживает Lada, чья реализация в марте выросла на 65% до 39,9 тыс. машин, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Лидерство среди иномарок вернул китайский Haval с показателем 16 тыс. проданных автомобилей (рост в 2,3 раза). Третье место заняла Geely, реализовавшая 15 тыс. своих машин (рост в 2,9 раза). Далее следует Chery - автомобили этой марки выбрали 13,2 тыс. покупателей (+64%). Замыкает Топ-5 российского авторынка по-прежнему Changan, чьи дилеры реализовали 9,3 тыс. машин (рост в 9,1 раза).

Как считает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, расширение ассортимента как за счет китайских новинок, так и наращивания отечественного производства, станет драйвером продаж в дальнейшем. Уровень реализации новых автомобилей в 2024 году может превзойти показатели прошлого года примерно на 20%. Всё будет зависеть от внешних факторов (стабильность геополитической обстановки), и внутренних - политики Центробанка (показатель ключевой ставки), роста инфляции, которая негативно отражается на расходах россиян.

"Если придерживаться средневзвешенного прогноза, рынок по итогам в 2024 года может вырасти до 1,3 млн проданных автомобилей. Может и больше, меньше вряд ли. Если ключевая ставка во втором полугодии пойдет вниз, то может быть и 1,5 млн машин", - резюмирует Ренат Тюктеев.