Кто играет: Вокальный ансамбль Intrada (дирижер Екатерина Антоненко).
Что играет: М. Штейнберг - "Страстная седмица", Н. Черепнин - Шесть песнопений вечерни, И. Стравинский - Три духовных хора на церковнославянские тексты православного обихода, А. Гречанинов - Два еврейских псалма для солистов, смешанного хора и органа (российская премьера).
Почему идти: Духовные хоровые концерты всегда пользовались популярностью в России. Даже в советские времена, когда церковная музыка находилась фактически под запретом, "Всенощное бдение" Рахманинова и Литургия Чайковского были знакомы каждому культурному человеку. С окончанием периода замалчивания этого пласта русской музыки, слушателям открываются новые имена и произведения. Трудно переоценить роль, которую играет в этом проект Musica sacra nova Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова. Герои очередного концерта в цикле "От модерна к первому авангарду" - ученики Николая Римского-Корсакова Максимилиан Штейнберг, Николай Черепнин, Александр Гречанинов и Игорь Стравинский. Их духовные сочинения исполнит ансамбль Intrada - один из лучших на сегодня вокальных коллективов страны.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 7 апреля; 300 - 1 300 руб.
Кто играет: Елена Соломянко, Иван Михалев, Эрика Микиртичева, Иннокентий Юлдашев, Полина Заярная и другие.
Что играет: М. Севагин - "В темных образах", А. Кайдановский - "Чай или кофе", Шарон Эяль - "Автоданс".
Почему идти: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, известный своими вечерами одноактных балетов, обновит одну из самых популярных программ. 4 и 5 апреля московской публике будет впервые показан балет Максима Севагина "В темных образах", впервые поставленный им два года назад на сцене Пермского театра оперы и балета. "Я решил искать что-то новое для себя и нашёл два совершенно потрясающих струнных концерта Вивальди - говорит руководитель балетной труппы МАМТ. - Мелодии, полифония и чёткая структура композиции помогает воображению работать и направляет его в поиске вечных символов и образов балетного искусства, появляющихся из огромного пространства вариантов и уходящих туда же, в темноту". Балет "В темных образах" будет показан в комбинации с уже известными постановками "Чай или кофе" Андрея Кайдановского и "Автоданс" Шарон Эяль. Повторные показы состоятся 4 и 5 мая.
Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; 4,5 апреля; 2 500 - 7 000 руб.
Кто играет: Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев, Михаил Турпанов.
Что играет: О. Мессиан - "20 взглядов на младенца Иисуса".
Почему идти: Считавший музыку актом веры, Оливье Мессиан часто давал религиозные названия своим сочинениям. "Двадцать взглядов на младенца Иисуса" - из их числа. Этот фортепианный цикл пронизан таинственным сиянием, искрится блеском сверкающих "космических" протуберанцев, и преисполнен то кипящей энергии, то экстатического безмолвия. Будем надеяться, Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов не упустят в "Зарядье" ни одного из изумительных по своей красоте и эффектности аккордов - к вящей радости публики.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 9 апреля; 300 - 1 500 руб.
Кто играет: Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), солистка Елена Таросян.
Что играет: П. Хиндемит - Симфонические метаморфозы тем Вебера, М. Брух - Концерт № 1 для скрипки с оркестром, Б. Барток - Концерт для оркестра.
Почему идти: Небанальная программа концерта способна пробудить в слушателе чувство наслаждения многокрасочной палитрой звуков; разумеется, посредством высококлассных исполнителей. Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского и скрипачка РНСМО Елена Таросян - именно такие посредники. Хиндемитовские симфонические метаморфозы тем Вебера, трагический Концерт для оркестра Бартока и чувственный Скрипичный концерт Бруха - репертуар "для тех, кто понимает". И кто способен пробудить в слушателе то самое чувство.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 4 апреля; 500 - 1 500 руб.
Кто играет: Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова (дирижер Клеман Нонсьё), солист Павел Милюков.
Что играет: И. Брамс - Концерт для скрипки с оркестром, Г. Берлиоз - "Фантастическая симфония".
Почему идти: Считается, что Скрипичный концерт Брамса подвластен в полной мере лишь зрелым музыкантам; он требует не столько виртуозности, сколько жизненной мудрости. Павел Милюков, один из самых ярких скрипачей своего поколения, призван еще раз доказать эту аксиому. В его руках скрипка Ex-Szigeti работы Гварнери воспоет брамсовское смятение чувств, а во втором отделении Госоркестр с Клеманом Нонсьё за пультом разбудит вулкан "Фантастической" симфонии Берлиоза - и зал еще раз взорвется аплодисментами.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 3 апреля; 500 - 2 200 руб.
Кто играет: Людмила Голуб, Александр Тростянский. При участии Сергея Гуделева.
Что играет: И. С. Бах - Сюита ре минор, Фантазия и фуга до минор, Соната до минор, Шестиголосный ричеркар из "Музыкального приношения", Э. Денисов - Соната для скрипки и органа, In Deo speravit cor meum.
Почему идти: Композитор Эдисон Денисов никогда не стремился сочинять "правильную" музыку. В СССР его причисляли к московской тройке авангардистов (Денисов, Губайдулина, Шнитке) и особо не жаловали, в то время как за рубежом называли "Моцартом XX века". На концерте в честь 95-летия Денисова в Малом зале Консерватории прозвучат его сочинения в диалоге с музыкой Баха. Именно к 300-летию лейпцигского кантора Эдисоном Васильевичем была написана пьеса In Deo speravit cor meum. Также публика услышит Сонату для скрипки и органа, написанную по заказу скрипача Михаила Фихтенгольца - сочинение, которое, по словам Денисова, "лежит где-то в пределах почти обычной тональности и почти обычного ритма".
Где, когда, сколько: Малый зал консерватории; 6 апреля; 300 - 2 000 руб.
Кто играет: Академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова, Академический русский хор им. А.В. Свешникова (дирижер Геннадий Дмитряк), солисты Полина Шамаева, Валентин Хмелёв.
Что играет: С. Рахманинов - "Всенощное бдение".
Почему идти: Созданное в 1914 году "Всенощное бдение" первоначально запретили к исполнению в храмах - гениальная рахманиновская музыка показалась отцам церкви слишком светской. Но и советская власть не жаловала главное духовное сочинение Рахманинова - по прямо противоположной причине. В зале "Зарядье" этот шедевр русской музыки прозвучит в исполнении главных государственных хоров - "юрловского" и "свешниковского". Кстати, именно под руководством А.В. Свешникова была впервые осуществлена аудиозапись "Всенощного бдения".
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 7 апреля; 300 - 1 000 руб.