Теперь спам по сетям электросвязи определяется как отдельное правонарушение и за него вводится самостоятельная ответственность. Кроме того, ужесточились санкции: за телефонный спам физическому лицу нужно будет заплатить штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, должностному лицу - от 20 тысяч до 100 тысяч рублей, а юридическому лицу - от 300 тысяч до одного миллиона рублей.
Принципиальный момент: что именно считать спамом? Если, допустим парикмахерская, где вы стрижетесь, напоминает вам, что вы давно не стриглись, это спам или нет?
"Здесь очень интересная ситуация. Во-первых, в специальном составе не будет указания на само слово "спам", - говорит вице-президент Гильдии российских адвокатов, заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов.
А что же там будет?
По словам вице-президента Гильдии российских адвокатов, заведующего Бюро адвокатов "Де-юре" Никиты Филиппова, речь идет о нарушении требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (звонки, смс-сообщения, PUSH-уведомления, письма по электронной почте и т.п.).
Как поясняет эксперт, в Законе о рекламе указаны три основных правила. Первое: нельзя направлять рекламу адресату, который на это своего согласия не давал. Второе: нельзя распространять рекламу с использованием автоматических средств дозвона или рассылки (автодозвон, авторассылка). Третье: рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
"Именно за такие нарушения и будут привлекать к ответственности недобросовестных рекламораспространителей, - рассказывает адвокат. - Но здесь есть нюансы".
Если послание, например, в мессенджере, адресовано конкретному лицу, то оно может быть и не признано рекламным. Мол, это же почти личная переписка, парикмахер обращается к клиенту как к родному.
В одном из дел суды не посчитали рекламой сообщение следующего содержания: "Алексей! 1000 бонусов действуют до 13.11.2020! Успейте потратить!", поскольку это сообщение является персональным предложением конкретному клиенту с информацией о предоставлении ему бонусов. Данное сообщение не представляет интереса для неопределенного круга лиц, носит персонализированный характер и не является рекламой.
В то же время одного указания в сообщении на лицо, которому она обращена, например, "Уважаемый Владислав Анатольевич", недостаточно для того, чтобы такое сообщение не признали рекламой, продолжает адвокат. Многое зависит от текста сообщения и конкретного предложения.
По мнению эксперта сервиса "Контур.Компас" Артема Рыжакова потребуются дополнительные пояснения к закону.
"Прежде всего, закон только ужесточает наказание, но при этом не особенно уточняет рамки дозволенного, - говорит Рыжаков. - Исходя из определения, спам - это сообщение, у которого нельзя определить отправителя. Как тогда устанавливать нарушителя? И как потерпевшему-абоненту пожаловаться на факт нарушения, если это был звонок? Требуются как минимум дополнительные разъяснения по правоприменению".
Закон также увеличил риски для участников рынка B2B ("бизнес для бизнеса"), продающих свои товары и услуги по телефону, которые, согласно действующему законодательству, могут обзванивать только тех граждан, которые дали соответствующее согласие.
"Можно утверждать, что в законодательном поле остро не хватает четкого определения рекламы: сейчас под определение, которое приведено в действующей редакции закона, подпадает любой звонок "холодному" клиенту, даже если вы только успели представить свою компанию и задать вопросы. Поэтому требуется законодательное разграничение между рекламой в B2B и рекламой в B2C ("бизнес для потребителя"), чтобы добросовестные участники рынка не попали под санкции вместе с настоящими спамерами", - добавил Рыжаков.
Также он обращает внимание на то, что закон вводит новые штрафы для микрофинансовых и кредитных организаций за рекламу услуг, в которых указаны неполные условия займов.
Что же касается спамеров, то важно, что именно они должны доказывать получение согласия абонента на рассылку.
"На рекламные звонки и смс-сообщения можно пожаловаться сразу своему оператору связи. Сделать это можно через специальный сервис на сайте ФАС России, заполнив короткую анкету. Если это не поможет, то можно обращаться в ФАС напрямую, - рассказывает Никита Филиппов. - Также можно обращаться в суд в рамках гражданских исков о возмещении убытков, вреда жизни или здоровью, компенсации морального вреда и т.п. Но это, конечно, не частый способ защиты прав в борьбе со спамом".
Перед подачей жалобы желательно убедиться, что вы не давали согласия на получение рекламы от рекламораспространителя. "Если не уверены, то лучше написать письменный отказ от рассылки рекламы рекламораспространителю или обратиться с тем же заявлением к оператору связи. Также его можно вручить непосредственно в офисе компании, потребовав удостоверить на копии такого отказа факт его получения, - говорит Никита Филиппов. - При этом, в случае отправки отказа от рекламы по электронной почте или посредством звонка, есть риск того, что в ходе разбирательства факт получения отказа не будет доказан".
Борьба со спамом совершенствуется, но способы рассылки, уловки, к которым прибегают рекламораспространители, также не стоят на месте. Данный закон безусловно поможет в этой борьбе, но панацеей, к сожалению, не является, считает адвокат.
"Основная проблема, на мой взгляд, как раз касается удобства, а вернее, неудобства отказа от ранее данного согласия на рекламу. Если бы сервис отказа от рекламы, как и сервис отказа от использования персональных данных, был реализован на базе, например, Госуслуг, вполне вероятно, что это было бы значительным шагом в этой борьбе за неприкосновенность личного пространства. Полагаю, что в обозримом будущем мы всё же придем к этому решению", - сказал Никита Филиппов.
Как рассказывает адвокат, некоторые недобросовестные компании используют другие компании для непосредственной рассылки спама, а затем, ссылаясь на то, что они сами рекламу не распространяли, пытаются обжаловать решения о привлечении их к административной ответственности. Мол, мы тут ни при чем. "Это все они".
"Но в судах уже устоялся подход, согласно которому заказчиков также признают виновными, если у них имелась возможность своевременного недопущения нарушения рекламного законодательства и поскольку они должны были осуществлять контроль и предпринимать соответствующие организационные и управленческие решения, направленные на недопущение распространения ненадлежащей рекламы, но не сделали этого", подчеркивает Никита Филиппов.