11.04.2024 20:07
    Поделиться

    Когда откроется петербургская консерватория

    Первый концерт в обновленных интерьерах петербургской консерватории состоится еще до конца этого года. По условиям госконтракта окончание работ намечено на 2025 год, но процесс идет со значительным опережением графика.
    После окончания работ интерьеры здания будут такими же, какими они были в конце XIX века.
    После окончания работ интерьеры здания будут такими же, какими они были в конце XIX века. / Архив "ППК Единый заказчик"

    - За последние три года команда из более чем 500 специалистов в составе строителей, архитекторов, реставраторов и историков провела огромную работу, чтобы вернуть консерватории исторический облик, - подчеркивает заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. - В результате мы увидим интерьеры здания такими же, какими они были для современников в конце XIX века. На стенах и внутреннем своде консерватории специалисты отреставрировали более трехсот квадратных метров лепного декора, 170 квадратных метров деревянных балюстрад.

    Технологически самая сложная часть реконструкции - прозрачные купола над внутренними дворами здания. Конструкции из стекла и авиационного алюминия сравнительно легкие - насколько это возможно для двух куполов общей площадью около 700 квадратных метров (именно на столько увеличится полезная площадь здания). В одном из дворов планируется обустроить кафе, другой станет общедоступным пространством.

    В фойе сохранился кусочек альфрейной живописи, который относится к периоду Каменного театра

    - Чтобы снизить нагрузку на стены объекта культурного наследия, мы установили по верхней кромке так называемый "пояс прочности", на который опираются конструкции, - рассказывает производитель работ генподрядчика "Политехстрой" Михаил Марочкин. - Уникальность проекта - высокая точность примыкания стеклопакетов, ее добивались с помощью 3D-моделирования.

    На тех, кто помнит помещения консерватории до ремонта, самое сильное впечатление производит пространство Домовой церкви. В период богоборчества лики святых на ее стенах были содраны или закрашены, а само высокое помещение разделено на два этажа: внизу склад, вверху учебные классы. Сегодня на стены и потолок вернулась роспись, а вскоре торжественности добавят витражные окна. В их свете будут проходить занятия по обучению церковному пению.

    - На одной из стен видно, что здесь было нанесено до 15 слоев краски, - рассказывает художник-реставратор Павел Беляев, - под которой мы нашли частично сохранившиеся росписи Андрея Рябушкина и Василия Беляева. Реставрации предшествовала большая научная работа - в архивах мы изучали эскизы, графические наброски и редкие фотографии росписей. Часть живописи после расчисток удалось сохранить, часть воссоздать на основе найденных в архивах эскизов и фотографий.

    Пожалуй, самые знаменитые работы Рябушкина и Беляева - эскизы для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас-на-Крови). Но кисти Андрея Рябушкина принадлежат также росписи плафонов в Малом зале консерватории, который носит имя ее директора Александра Глазунова.

    - В Малом зале сохранилась так называемая "шуба" - здесь как бы двухслойные стены, - поясняет корреспонденту "РГ" производитель работ по реставрации фирмы "Арт-корпус" Александра Потапова. - На некотором расстоянии от кирпичных стен возведен каркас из деревянных брусков и сплошной обрешетки из доски и дранки, а на них уже нанесены штукатурка и лепнина. Этот "пирог" создает особую акустику.

    Лепнина в зале тоже сохранилась, реставраторам оставалось лишь почистить ее и восполнить небольшие утраты. Сейчас начинается реставрация органа дрезденской фирмы Walcker, а в мастерских закончили работы по реставрации исторических деревянных стульев с перфорацией в виде скрипичного ключа на спинках - для лучшего звучания музыки. Кстати, в фойе Малого зала сохранился небольшой кусочек альфрейной живописи, который относится к периоду Каменного театра, здание которого было перестроено для консерватории. Его решено музеефицировать - сохранить и поместить под стекло.

    Самое масштабное преображение ждет Большой зал имени Антона Рубинштейна. В ходе реконструкции он изменит форму с прямоугольной на подковообразную и станет одним из крупнейших в Европе залов переменной акустики.

    Тем временем

    В конце марта Красногвардейский районный суд Северной столицы вынес приговор по громкому делу о хищении государственных средств при ремонте здания Санкт-Петербургской консерватории. Два руководителя компании - экс-подрядчика "Меандр" похитили из бюджета РФ почти 200 миллионов рублей и получили семь и девять лет лишения свободы в колонии общего режима.

    Поделиться