Сейчас следствие разбирается в причинах обрушения моста, которое привело к трагедии - вместе с мостовыми пролетами на железнодорожные пути 8 апреля упало несколько автомобилей, погибла женщина, пять человек оказались в больнице. Возбуждено уголовное дело о халатности - следователи уже установили, что в прошлом году путепровод обследовали и признали годным, прописав лишь текущий ремонт.
Глава Вяземского района Инна Демидова в это время обьясняет "РГ": "У новой дороги есть пешеходная зона. Движение через переезд пока будет регулироваться вручную, затем подключим автоматику".
Пока СК выясняет, кто виноват, районные власти разбираются со второй частью традиционной русской дилеммы: что делать? Проблемы решаются по степени важности, отчитываются чиновники.
Первым делом увезли в больницы пострадавших, некоторых затем отправили на лечение в Москву - все идут на поправку. Семье погибшей оплатили похороны и выдали миллион рублей. Раненые, в зависимости от тяжести травмы, получат от 200 до 500 тысяч. За первые сутки после аварии расчистили от обломков железнодорожные пути - "Ласточка" на Минск прошла вечером 9 апреля. Сделали прокол под железной дорогой, провели в него газовую трубу и кабели связи. В два района Смоленской области вернулось топливо.
Теперь надо решить транспортную проблему. Именно она вызывает нарекания жителей Вязьмы. "Маршрутки есть, но ходят редко, ждать приходится по часу. А потом еще ехать долго. Опоздания на работу стали обычным делом", - пожаловалась Татьяна Иноземцева. К тому моменту она провела на остановке уже минут 40. Поездка на такси в районы за железной дорогой подорожала в 2,5 раза: с 200 до 700 рублей. Владельцы автобусов в свою очередь жалуются на возросшие расходы - маршрут стал длиннее, а цена проезда не изменилась. Первые несколько дней на объездной дороге, по которой пустили транспорт, возникали заторы. Сейчас отрегулировали светофор, стало полегче. После запуска дороги-дублера большегрузы на нее не пустят - только легковушки, автобусы и машины оперативных служб. Более того - власти обратились к "Яндексу", чтобы тот убрал новую дорогу из своих навигаторов. Без транзитного транспорта она прослужит дольше - а тем временем, глядишь, и новый мост появится. Его обязательно построят, но конкретики пока нет.
Как это обычно бывает: выводы чиновники делают, когда уже произошло какое-то ЧП. Сразу после обрушения моста на Смоленщине началась сплошная проверка всех транспортных сооружений. Она и покажет, что нужно ремонтировать в первую очередь, чтобы не допустить нового происшествия. Похожую проверку проводит прокуратура, но ее интересует соблюдение законодательства.
Работы у прокуроров хватит: всего в Вяземском районе на муниципальном балансе четыре моста (включая Панинский, от которого остался один из семи пролетов). Самый новый - Фроловский. Построен в 2023 году. Есть еще Смоленский.Он прошел полную реконструкцию в 2021-м.
Как поясняет глава района Инна Демидова: "В капитальном ремонте сейчас нуждается Кировский мост. Его обследовали в 2023 году. Решено, что на разработку проектно-сметной документации будет направлено 3,5 миллиона рублей".
Этот Кировский мост для автомобилистов уже перекрыли. Подстраховались. Больших затруднений, успокаивают власти, это вне вызовет: по нему не проходят маршруты автобусов, рядом есть объезд для скорой помощи, пожарных и другого спецтранспорта. Пешеходное движение сохранено. Предстоит повторное обследование конструкции, его проведут специалисты "Смоленскавтодора".
В 2023 году, по данным Единой информационной системы госзакупок, на техническую экспертизу Кировского моста было затрачено 93,3 миллиона рублей. Эту цену предложил победивший в аукционе "Центр дорожного проектирования" из Воронежа, снизив стартовую почти в семь раз. Начальная стоимость контракта выглядела по муниципальным меркам космической: тратить на обследование моста 643,6 миллиона, то есть почти половину своего годового бюджета, район явно бы не стал. Завышение стартовой цены позволяет государственным и муниципальным заказчикам демонстрировать хорошую экономию на торгах.
В случае же с Панинским мостом, который также проходил предпроектное обследование в 2023 году, порядок цифр был ниже. Хотя сам путепровод длиннее - 312 метров против 37 у Кировского. В той же ЕИС указано, что торги начинались с полутора миллионов рублей, а казанская инженерная компания "Геомост" смогла уложиться в 164 тысячи. "По итогам экспертизы Панинский мост признали годным к эксплуатации без каких-либо ограничений. "Геомост" лишь рекомендовала провести текущий ремонт. Мы планировали провести его в текущем году", - рассказала Демидова.
Не успели.. Хотя местные жители не раз говорили об аварийном состоянии моста. Эксперт Народного фронта в Смоленской области Николай Яров вспоминает: "В 2018 году мы осматривали этот мост в Вязьме по просьбам местных жителей. Зафиксировали, в числе прочего, и то, что по нему проезжает много большегрузов, и без введения системы динамического весогабаритного контроля конструкция может не выдержать. Не секрет, что многие перевозчики строят свой бизнес за счет работы с перегрузом и на превышении допустимых параметров. В результате дорожная инфраструктура подвергается повышенному разрушающему эффекту, растут затраты на ремонт как дорожного полотна, так и мостовых сооружений. Мы неоднократно поднимали вопрос об отладке системы весогабаритного контроля. Нужна работа в связке: Ространснадзор, ГИБДД и собственники дорог. Потому что, например, у "Смоленскавтодора" есть передвижные пункты весового контроля, но использовать их невозможно - останавливать транспорт могут только сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, которые в предыдущие годы не шли навстречу в планировании совместной работы".
Директор научно-исследовательского центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Общественной палаты РФ Андрей Максимов отметил, что полной картины состояния мостов по стране сейчас нет. Сооружения строились в разное время, нередко хозяйственным способом. "Многие старые мосты на малых реках давно не проверяли на техническую годность к эксплуатации. Масса сооружений уже не соответствует современным требованиям по грузоподъемности, габаритам, качеству материалов и конструкций… Хуже всего дела обстоят с малыми переходами, которые не всегда учтены как отдельные конструкции и должным образом оформлены. Даже если они находятся на балансе муниципальной казны, у сельского района или небольшого города лишь в исключительных случаях есть достаточно ресурсов, финансовых и организационных, чтобы выстроить систему ремонта и поддержки мостов в надлежащем состоянии".