- Я до сих пор не могу в это поверить, - едва сдерживает слезы Лилия Викторовна. - Везде говорят о беспрецедентных мерах поддержки для участников спецоперации. Но на моего сына они почему-то не распространяются.
Сережа Якимов, парень из сибирского села Сажино, ушел в армию сразу после окончания школы. Служил в закрытом городе Сарове - ядерном центре нашей страны. После дембеля устроился на работу в полиции, но вскоре попал под сокращение. Оформил контракт и в 2014 году уехал на Украину. Десантник-штурмовик, всегда на передовой. Вернулся домой с медалью "За возвращение Крыма".
- Когда началась спецоперация, я смотрю - он места себе не находит. Спрашиваю, ты что задумал? А оказалось, что Сережа уже проходит комиссию и подписывает контракт. У десантников есть такой девиз - "Никто кроме нас". Вот и он говорит - "Как я могу дома сидеть, мама, когда мои товарищи там? - вспоминает Лилия Якимова.
Рядовой Якимов был зачислен в состав десантно-штурмовой роты в апреле 2022 года. А уже 30 июня убыл в командировку для выполнения боевых и специальных задач на специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области и Украины.
- С тех пор я не могла сомкнуть глаз, - признается Лилия Викторовна. - Молилась и просила только об одном - увидеть своего ребенка живым.
Она увидела его спустя полтора года - на больничной койке в госпитале. Сергея тяжело ранили в бою. Попал под обстрел, в него бросили гранату. Более 50 осколков внутри. Горел. Истекая кровью, полз по земле. Видавший многое военный хирург сказал - не понимаю, как ты выжил, парень. Это чудо. Ты должен был быть "двухсотым". Но десантники до последнего не сдаются.
Якимов перенес несколько сложнейших операций. Один осколок до сих пор в легком. Еще хромает. Но идет на поправку. После лечения в НМИЦ ВМТ имени Вишневского в Красногорске прибыл в родную войсковую часть в городе Новороссийске, где в настоящее время находится на долечивании.
В декабре 2023 года в регионе был принят Указ губернатора Омской области Виталия Хоценко № 313 - "О дополнительной мере поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждан Российской Федерации, участвующих в специальной военной операции, и членов их семей".
- Мы вместе с сыном жили в большом доме с газовым отоплением. Сейчас я в нем осталась одна, - рассказывает Лилия Викторовна. - Только в декабре за газ "намотало" 6700 рублей. Плюс около 4 тысяч рублей за все остальное. Поэтому компенсация в 30% была бы весьма кстати. Обрадовалась, собрала все документы и обратилась в МФЦ Тюкалинского района с заявлением. Но неожиданно получила отказ. В связи с тем, что мой сын в настоящее время… не находится на территории СВО.
Как пояснила "РГ" руководитель Омского филиала фонда "Защитники Отечества" Наталья Чайка, меры поддержки для участников СВО в регионе действительно приостанавливаются, если они находятся в отпуске или на лечении. А возобновляются только тогда, когда они вновь убывают в зону спецоперации. Согласно ранее принятому Указу губернатора Омской области от 03.08.2023 № 181.
- Как же так? - возмущается пенсионерка Якимова. - Почему раненые товарищи Сережи из других регионов получают эту меру поддержки, а ему она не положена?
Это действительно чудовищно несправедливо. Выходит, что пока боец с омской пропиской находится на территории СВО - он имеет право на компенсацию. А как только получил ранение и лечится на территории России - льгота "автоматически" отменяется. Ковыляй потихонечку, солдат. Когда выздоровеешь и вернешься "за ленточку", тогда и получит твоя мать пару тысяч рублей на оплату коммуналки. А пока платите за свет и газ по полной.
Говорят, знающим об этом солдатам приходится лукавить. Брать в войсковой части справку о том, что они убыли на СВО. А справку о том, что находятся на лечении на территории РФ не предоставлять. Но пенсионерка Якимова из сибирской деревни не знала о таких хитростях.
Разобраться в ситуации "РГ" попросила вице-губернатора Омской области Алексея Ромахина. Он пообещал помочь. Но прошел месяц, а ответа до сих пор нет.
Матери участника СВО рекомендовали собрать новый пакет документов и попробовать обратиться в МФЦ еще раз. На днях она получила очередной отказ с той же формулировкой - Якимов на данный момент не находится на территории специальной военной операции.
"РГ" обратилась к прокурору Омской области Алексею Афанасьеву с просьбой провести проверку данных фактов и рассмотреть возможность выступить с законодательной инициативой, чтобы права пострадавших в зоне спецоперации участников СВО были восстановлены.
Ведь такой избирательный подход ухудшает социальное положение пострадавших в боях и получивших увечья бойцов. А это недопустимо.