По словам руководителя проектного офиса компании "ПроГород" ВЭБ.РФ Ксении Титовой, работа над схемой по заказу Федерального агентства по туризму и в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" шла весь 2022 год, и презентовать ее планировалось в начале 2023 года, но в связи с упразднением Ростуризма и передачей его полномочий в Минэкономразвития дата презентации сдвинулась. При этом в регионах - а это Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская области - в заданном направлении двигались все эти годы.
Проектировщики должны были сделать главное: качественно переосмыслить территорию, которая до сих пор у многих ассоциируется с храмами, монастырями и очень схожим предлагаемым турпродуктом. Хотя это давным-давно не так. Даже классическое Золотое кольцо, проходящее по пяти областям, сегодня предлагает огромный перечень турпродуктов на любой вкус и возраст.
Однако вряд ли кто-то будет спорить, что богатейшим историческим и культурным наследием обладают не только территории, расположенные к северо-востоку от Москвы, но и как минимум вся центральная часть ЦФО, с 2020 года окольцованная новой федеральной автотрассой Р-132 "Золотое кольцо". В этих границах - а во многих случаях выходя далеко за них - и развивается сегодня проект под названием "Большое Золотое кольцо".
- Европейская часть страны - территория, уникальная по количеству объектов культурно-исторического наследия, которые в такой концентрации больше нигде в России не представлены, - подчеркивает Ксения Титова. - И сегодня Золотое кольцо - самое популярное по турпоездкам направление в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
Причин тому несколько, считают проектировщики: эта территория плотно заселена и обеспечена хорошими транспортными связями, из-за чего до желаемых достопримечательностей можно добраться за несколько часов или - максимум - в течение дня. Кроме того, путешествующие по ней ездят, как правило, на автомобилях, то есть на самом беспроблемном и недорогом сегодня виде транспорта.
- Это направление наименее восприимчиво к макроэкономическим факторам, которые очень сильно сказываются на туризме в России в целом. Здесь поездки в основном совершаются не авиатранспортом, а на автомобилях. Это самый дешевый вид транспорта сегодня, и больше 50 процентов туристов у нас в стране путешествуют именно на нем, - объясняет руководитель проектного офиса.
По данным "ПроГорода", в 2021 году в регионы БЗК было совершено 20,6 миллиона туристических поездок и 19,5 миллиона поездок экскурсионных (туристическая - с ночевкой, экскурсионная - без ночевки). Причем в структуре этого турпотока примерно 55 процентов составляют москвичи, восемь и семь процентов соответственно - жители самой этой территории и представители соседних регионов, 19 процентов - так называемая дальняя Россия и шесть процентов - иностранцы. К 2035 году, по прогнозам аналитиков, число турпоездок может вырасти почти до 30 миллионов.
Однако для достижения этого показателя макротерритории требуются новые туристические предложения, новые автобусные маршруты, строительство и ремонт дорог, а главное - новые гостиницы.
- Сегодня основная проблема абсолютно всех регионов, с которыми мы работаем, - концентрация более половины средств размещения в региональных центрах, - говорит Ксения Титова. - Между тем туробъекты распределены по территориям более равномерно, что связано с исторической системой расселения, которая потом претерпела серьезное укрупнение. Поэтому необходимо обеспечить баланс распределения средств размещения и туристических объектов так, чтобы турист мог выезжать за пределы регионального центра не только радиальными вылазками в пределах одного дня, но и на более длительный срок.
В результате проектировщики выбрали в каждом регионе БЗК по две привлекательные для инвесторов локации для размещения всесезонных курортов и реализации других турпроектов - всего 18. Отбирали их, ориентируясь на ценность их культурно-исторического наследия, природные богатства, транспортную доступность и доступность земельных ресурсов, сформировав, по сути, дорожные карты, по которым инвесторы дальше смогут работать.
В Костромской области такими локациями стали Галич - Чухлома - Солигалич, а также Нерехта; во Владимирской - Муром и Александров; в Ивановской области - Кинешма - Юрьевец и Шуя - Палех - Южа - Холуй; в Тульском регионе - Богородицк - Куликово поле и Белев; в Рязанской области - Спасск-Рязанский и Касимов; в Тверском регионе - озеро Селигер и Торжок; в Калужской области - Никола-Ленивец и Таруса; в Ярославском регионе - Переславль-Залесский - Ростов и Рыбинск - Мышкин - Тутаев; в Московской области - Волоколамск - Руза и Зарайск.
Кстати, к 2035 году на всех этих территориях вместе взятых в случае реализации дорожной карты проекта появится 5,2 тысячи новых гостиничных номеров - планы по строительству отелей уже есть. Так, в локации Рыбинск - Мышкин - Тутаев может быть введено 1050 новых номеров, в Торжке - 320, в Муроме - 315. В Тарусе, в 2021 году располагавшей 823 гостиничными номерами, к 2026 году их число предлагают увеличить до 1085. По данным правительства Калужской области, в Тарусе запланировано строительство курортного пятизвездочного отеля и бутик-отеля категории "три звезды", а также круглогодичного глэмпинга на 150 номеров. В городе будет обустроен исторический центр, открыты новые точки притяжения туристов, а также спортивные зоны. Аналитики прогнозируют, что все это позволит к 2035 году увеличить турпоток в Тарусу до 456 тысяч человек (в 2019-м туристов было 375 тысяч).
При этом эксперты подчеркивают, что в целом для удовлетворения спроса на средства размещения в регионах БЗК к 2035 году гостиничный фонд должен увеличиться на 46,2 тысячи номеров. Из них 10,2 тысячи инвесторы уже готовы построить. Причем этот фонд должен удовлетворять как очень высокобюджетным, так и низкобюджетным запросам, а не представлять по большей части средний гостиничный сегмент, как сейчас. Так, согласно данным "ПроГорода", в 2021 году в областях БЗК 31 процент отелей были трехзвездочными, 18 - четырехзвездочными, девять процентов имели категорию "две звезды". И лишь по два процента рынка занимали средства размещения категорий "пять звезд" и "одна звезда". Аналитики полагают, что к 2035 году число номеров двух последних категорий должно заметно увеличиться, а вот средств размещения без звезд, как и количество сдающихся частных квартир, апартаментов, коттеджей, - наоборот, пойти на спад.
В целом эксперты выделили на макротерритории БЗК 153 туристических города с высокой концентрацией достопримечательностей, а также потенциально большим вкладом в жизнь муниципалитетов от развития туриндустрии. 39 из этих городов, считают аналитики, нуждаются в экономической поддержке туристической отрасли, поскольку она для них приоритетна. А чтобы с трассы Р-132 легко можно было добраться до будущих всесезонных курортов и достопримечательностей малых городов и городков, необходимо реконструировать 906 километров автодорог, а 3300 с лишним километров обеспечить автобусным сообщением.
Понятно, что выполнение всех этих задач потребует огромных финансовых вложений. Но государство продолжит активно поддерживать развитие внутреннего туризма: президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил правительству РФ обеспечить финансирование национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в 2025-2030 годах в размере не менее 403 миллиардов рублей. В 2024 году из госбюджета на этот нацпроект выделено 43,3 миллиарда.
- Меры господдержки, которые у нас заложены в рамках нацпроекта, позволяют сконцентрировать и усилить те преимущества, которые есть у субъектов, входящих в БЗК, - уверен директор департамента развития туризма Минэкономразвития РФ Алимбек Хидзев. - Недавно мы подводили итоги третьего конкурсного отбора программ развития крупных гостиниц, многофункциональных комплексов и так называемых новых туристических точек притяжения. Это горнолыжный туризм, аквапарки, круглогодичные парки развлечений. Естественно, регионы Большого Золотого кольца также показали высокую активность, многие проекты были поддержаны.
По словам Алимбека Хидзева, банки сейчас активно заключают кредитные соглашения, и этот инструмент стимулирования в виде длинных дешевых кредитов способствует тому, что "будет развиваться тяжелая, ресурсоемкая туристическая инфраструктура: гостиницы от трех до пяти звезд, крупные туристические проекты, включающие в себя не только средства размещения, но и большой объем новых туристских услуг самого разного качества".
Представитель Минэкономразвития полагает, что ключевые меры господдержки на 2025-2030 годы останутся структурно теми же. Это программы льготного кредитования и строительства модульных конструкций - удобных некапитальных сооружений, - помогающего решить проблему дефицита средств размещения в труднодоступных местах, а также программа поддержки регионов с помощью единой субсидии - инструмента, позволяющего региону по своему усмотрению выбирать приоритетные направления для развития туризма.
Кстати
По нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства" началась также работа над созданием межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования "Большая Волга". В макротерриторию, объединенную вокруг самой длинной реки Европы - Волги, войдут 13 приволжских регионов, в том числе четыре области ЦФО: Тверская, Ярославская, Костромская и Ивановская. Как и в случае с БЗК, в турсхеме будут определены уникальные туристические предложения для каждого из 13 участников, оценен потенциал развития туризма (прежде всего водного) на этих территориях до 2030-2035 годов и определены точки для первоочередной реализации инфраструктурных проектов, в том числе строительства причалов. По словам руководителя проекта Даниила Веретенникова, Ярославль для проведения стратегической сессии проекта был выбран не случайно, а "чтобы объединить как регионы Большой Волги, так и Большого Золотого кольца, которые этот путь уже прошли".