Смерть информаторов: Почему сегодня работать в Boeing стало опасно для жизни

Таинственная смерть бывших инженеров Boeing, которые были информаторами регулирующих органов и докладывали о дефектах в самолетах компании, породила версию об их устранении.

Корпорация вне откровений

Собственно, Boeing - это не просто сеть заводов по производству самолетов, бороздящих воздушные просторы по всему миру. Это могущественная корпорация, столп американского военно-промышленного комплекса, к слову, активно работающий с Израилем. Своего рода закрытое общество, в котором не любят, когда кто-то выносит сор из избы. Именно об этом говорил незадолго до своей смерти инженер Джон Барнетт, давший показания против Boeing. Барнетт трудился на корпорацию более трех десятков лет и был прекрасно осведомлен о ее "внутренней кухне".

Для Boeing в последнее время настали трудные времена. Напомним, за непродолжительный период времени произошло четыре неприятных эпизода, связанных с самолетами компании. У Boeing 737 United Airlines 7 марта произошел отказ шасси, что привело к тому, что самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы во время приземления. По данным New York Post, днем ранее другой самолет Boeing, направлявшийся в Японию, был вынужден совершить вынужденную посадку в международном аэропорту Лос-Анджелеса. Самолет, на борту которого находились 235 пассажиров, потерял одну из шести шин вскоре после взлета из международного аэропорта Сан-Франциско, что вынудило пилота совершить вынужденную посадку.

Еще один самолет Boeing был вынужден приземлиться менее чем через 15 минут после взлета после того, как в двигателях самолета вспыхнуло пламя. В результате инцидента никто не пострадал. Наконец, у еще одного самолета Boeing произошел отказ двигателя над Тихим океаном во время полета с Гавайев в Калифорнию. Самолету удалось приземлиться в Калифорнии, погибших и раненых во время полета не было.

Умирать не собирался

В начале марта стало известно о загадочной смерти Барнетта. Он был найден мертвым перед тем, как дать свои окончательные показания в продолжающемся судебном процессе против Boeing. По данным полиции, Джон Барнетт скончался от огнестрельного ранения, якобы нанесенного самому себе. Смерть этого информатора, раскрывшего недочеты в Boeing, показала, какую цену приходится платить за выступления против корпоративных правонарушений, отметили наблюдатели.

Более трех десятилетий Барнетт работал в компании Boeing, в том числе менеджером по качеству на заводе, который производит 787 Dreamliner. В 2019 году Барнетт и несколько его коллег разоблачили Boeing в статье для New York Times, заявив, что в производственных процессах скорость выпуска лайнеров ставится выше общественной безопасности. Другие инженеры также высказались об этом небезопасном "конвейерном потоке", но замолчали. Барнетт продолжил свои откровения, стал информатором Федерального управления гражданской авиации (ФАУ) США. В итоге его перевели на низкооплачиваемую работу, подальше от производственных цехов.

Хотя компания Boeing опровергла утверждения о небезопасной практике работы, в конце концов, проверки ФАУ подтвердили наличие проблем с контролем качества в линейке самолетов 787 Dreamliner. Управление опубликовало результаты продолжительного расследования, которое выявило многочисленные проблемы несоблюдения базовых требований безопасности, а Барнетт собирался сообщить теперь уже прокурорам некие важные детали. Но неожиданно был найден мертвым в своей машине на автостоянке супермаркета. Перед смертью он сказал своей семье, что если с ним что-нибудь и произойдет, то это явно не будет добровольный уход из жизни. Американские СМИ в основном ограничились информацией об "очевидном самоубийстве", не вдаваясь в подробности и не инициировав журналистские расследования.

Тем временем Брайан Ноулз и Роберт Туркевитц, адвокаты, которые представляли Барнетта, заявили, что их клиент начал давать показания по иску против Boeing после того, как подвергся преследованию на работе. "Он был в очень хорошем настроении и с нетерпением ждал возможности оставить этот этап своей жизни позади и двигаться дальше. Мы не видели никаких признаков того, что он покончит с собой", - сообщили адвокаты телеканалу AL-Jazeera.

Репрессии начальства и недоверие коллег

Между тем смерть Барнетта, похоже, вписывается в устоявшуюся закономерность. Информаторы сталкиваются с пристальным вниманием общественности и, зачастую, с преследованием после того, как огласят информацию. По мнению издания The Conversation, корпоративная культура заставляет сотрудников делать выбор между чувством собственного долга и лояльностью начальству.

Прошло чуть более полутора месяцев и стало известно о смерти еще одного разоблачителя Boeing. Бывший аудитор по качеству компании-поставщика Boeing, Джошуа Дин скончался после некоей "неожиданной быстро развившейся инфекции". Издание The Seattle Times писало, что 45-летний мужчина вел здоровый образ жизни, регулярно ходил в спортзал и ни на что не жаловался. Внезапно у Дина возникли проблемы с дыханием. Спустя несколько дней, несмотря на оперативное медицинское вмешательство, Дин умер, сообщил телеканал NDTV.

Дин был одним из первых, кто выразил обеспокоенность по поводу того, что руководство компании заведомо игнорирует критические производственные дефекты в самолетах Boeing 737 MAX. Он задокументировал свои наблюдения, в том числе неправильно просверленные отверстия в кормовой гермопереборке - важнейшем компоненте поддержания давления в кабине. Компания уволила Дина в апреле 2023 года, что, по его мнению, было местью за разоблачение недостатков самолета. Обстоятельства смерти Дина, а главное их внезапность и загадочность, пугающе похожи на уход из жизни Барнетта, отмечает NDTV.

Что ждет третьего разоблачителя

Добавим, что в апреле, выступая перед законодателями на Капитолийском холме, еще один бывший инженер Boeing Сэм Салехпур дал разоблачающие показания, раскрыв культуру производства Boeing, которая отдает приоритет использованию компонентов с дефектами, несмотря на риски для безопасности. Салехпур, имеющий 17-летний опыт работы в Boeing, стал осведомителем после того, как столкнулся с давлением со стороны начальства за поднятие вопросов безопасности в отношении популярных самолетов 787 Dreamliner и 777. Хотя компания Boeing признала наличие недостатков, она заверила, что ею будут предприниматься постоянные усилия по улучшению контроля за качеством продукции. Кроме того, Boeing оспорил заявления Салехпура относительно безопасности Dreamliner, сославшись на результаты испытаний, которые якобы не выявили дефектов.

В американских СМИ обычно достаточно спокойно относятся к резонансным случаям уходов из жизни разоблачителей, предпочитая не копать глубоко обстоятельства их гибели. За несколько десятилетий из жизни при таинственных обстоятельствах ушли десятки очевидцев и свидетелей по делу об убийстве президента Кеннеди 1963 года, а тайна его смерти не разгадана до сих пор. Также таинственно, и неспроста, как говорили "злые языки", ушли из жизни, многие лица из ближайшего окружения четы Клинтонов. Но все обвинения в адрес бывшего президента Билла Клинтона и его супруги Хиллари, так и не ставшей президентом США, превратились в очередные конспирологические теории.

Американская Фемида предпочитает выносить однозначно простой вердикт - смерть в результате самоубийства. Или по естественным причинам. Глубже копать следователи, да и сами журналисты, не хотят. Или не могут. Не желают идти против сильных мира сего. Тех, кто не любит, когда закрытая информация благодаря разоблачителям становится известной широкой общественности.