Будут ли отменены штрафы за тонировку передних боковых стекол
Напомним, сегодня установлены довольно жесткие требования к стеклам автомобиля. При этом задние стекла можно закрыть хоть фанерой. А вот от передних требуется определенная светопроницаемость. А именно - 70 процентов для лобового и двух передних стекол. При наличии тонировки на этих стеклах можно попасть в неприятную историю. В лучшем случае - отделаться штрафом в 500 рублей. В худшем - предписанием об устранении причины нарушения. То есть автовладельцу будут даны сутки на то, чтобы избавиться от тонирующей пленки на стеклах. Делать это лучше не на дороге, а в сервисе. Чтобы не оставлять на стекле следов клея.
А если в течение суток нарушение не будет устранено, то водитель может попасть под более серьезную статью. Если, конечно, снова попадется с затонированными стеклами. А именно, за неисполнение законного требования сотрудника полиции. Это штраф от 2 до 4 тысяч рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы от 40 до 120 часов.
Стоит также напомнить, что, когда борьба с тонировкой только начиналась, судьи довольно легко назначали наказание в виде ареста. Например, на сутки. Тогда вынесение предписания об устранении нарушения было неким ноу-хау. А сейчас эта практика вполне в порядке вещей.
Однако, как считает один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, затемнение стекол защищает от прямых солнечных лучей, отрицательно влияющих на зрение водителя, что отражается и на безопасности дорожного движения. Тонировка исключает "ослепление" водителя солнечными лучами, снижает температуру нагрева салона автомобиля.
"Речь идет не о лобовом стекле, любое затемнение которого ухудшает обзор - только о передних боковых. Причем с просчитанным нормативом светопропускаемости", - уточнил председатель комитета.
Законопроектом предлагается предоставить водителям возможность использования тонировки на передних боковых стеклах транспортных средств с учетом того, что их светопропускание должно составлять не менее 50% от показателя светопропускания, установленного требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Авторы законопроекта напоминают, что тонирование допускается во множестве стран, что неудивительно, ведь тонировка снижает и температуру в автомобильном салоне, и нагрузку на кондиционер. Но вот с безопасностью на дорогах она вступает в прямое противоречие. Недаром в техрегламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств предусмотрены именно такие нормы. Дело в том, что через затонированные стекла плохо видно обстановку на дорогах.
Снижение требования даже к боковым стеклам может повлечь за собой совершение ДТП. Ведь есть риск, что водитель не разглядит того, что отражается в боковых зеркалах. Представьте ситуацию: водитель смотрел через прозрачное лобовое стекло, потом посмотрел в боковое зеркало. А там тонированное стекло. Пока зрение привыкнет к измененной светопередаче, пройдет время. Короткое, но обычно и его достаточно, чтобы это привело к аварии.
Как считают в Госавтоинспекции, чтобы снизить требования к тонировке стекол, необходимо вносить изменения не в КоАП, а в техрегламент Таможенного союза. Но сделать это непросто. Ведь речь идет о межгосударственном документе.
По словам гендиректора испытательной лаборатории "УслугиАвто" Юрия Пархоменко, нанесение любых покрытий на стекло недопустимо. Наклейка пленок - это внесение изменений в конструкцию автомобиля.
При этом правительство дало отрицательное заключение на законопроект. По мнению кабинета министров, предложение не соответствует действующим нормам регламента по безопасности транспортных средств. Кроме того, создает и иные угрозы. В правительстве также считают, что документ не содержит статистических данных об устойчивой тенденции снижения количества правонарушений, а также иные сведения об избыточности действующего регулирования в этой сфере общественных отношений.
Примечательно, что в последнее время сложилась новая практика на дорогах. Наказать водителя могут не только за пленку на передних стеклах, которая снижает светопропускаемость, а вообще за любую пленку. Даже самую прозрачную. И это подтверждают суды вплоть до Верховного.
"Российская газета" уже писала о таких случаях. Инспектор обнаруживает на стекле пленку. Но у него нет с собой прибора, чтобы замерить светопропускаемость стекла. Поэтому привлечь водителя к ответственности за тонировку он не может.
Зато в соответствии с перечнем неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, нанесение любых покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, - нарушение. А значит, зачем вообще замерять эту светопропускаемость, если можно наказать водителя по другой части той же статьи. А именно по части 1 статьи 12.5 КоАП. Штраф такой же - 500 рублей.
Как рассказал "РГ" юрист Лев Воропаев, такие решения Верховный суд утверждал еще 2017 году. Сейчас при обжаловании подобных решений он верен своей позиции.
Кстати, стоит напомнить, что Госавтоинспекция регулярно проводит рейды по выявлению тонированных машин. В частности, они пройдут 9, 10, 16, 17, 23, 24 и 30 мая.