Эксперт "За рулем" объяснил, как определить состояние мотора на глаз и на слух
Первое - нужно прослушать двигатель - желательно, чтобы он был еще непрогрет, так как многие дефекты становятся незаметны. Вы не должны слышать стук гидрокомпенсаторов и поршней (это значит, что между деталями увеличились зазоры). Если вы заметили звон цепи привода ГРМ, возможно, плохо работает гидронатяжитель. Мотор должен звучат равномерно, устойчиво, снижать обороты по мере прогрева.
Послушайте, как звучит двигатель, если вы резко, но без нагрузки нажмете на педаль газа. Не должно быть провалов и посторонних шумов, стуков (возможно это "сигнал" от шатунных вкладышей, и мотор долго не проживет). Шипение воздуха свидетельствует о неплотностях в соединении деталей впускного тракта.
Важно: недобросовестные продавцы автомобилей могут маскировать стук двигателя при помощи другой искусственно созданной неисправности. Например, в выхлопной системе они ослабляют крепеж деталей.
Второе - заглушите двигатель и посмотрите внутрь отверстия заливной горловины на клапанной крышке. Детали должны быть светлыми, плохо, если вы видите сгустки закоксовавшегося масла. Если пробег большой, внутренние детали могут иметь коричневый цвет, но без толстого слоя масляных отложений. Возьмите фонарик и посветите им внутрь под разными углами.
Обратите внимание на внутреннюю поверхность пробки заливной горловины - здесь также не должно быть черных сгустков или закоксовавшихся отложений. Зимой допускается присутствие эмульсии желтоватого цвета. Но если вы увидите капли, по цвету схожие с антифризом, значит охлаждающая жидкость попадает в масло. Это грозит дорогостоящим ремонтом.
Через маслозаливную горловину не должно вытекать масло (исключение - несколько капель).
Третье - посмотрите на щуп для замера уровня масла. Черное и слишком свежее масло - нехороший признак. Также из отверстия для щупа не должны выходить картерные газы.
Четвертое - внешний осмотр двигателя. Хорошо, если на нем нет тонкого слоя сухой пыли. Вымытый до блеска силовой агрегат может говорить о желании скрыть течь масла или антифриза. Обязательно посмотрите на заднюю часть мотора.
Не должно быть потеков в системе охлаждения, а в расширительном бачке недопустимы следы моторного масла в охлаждающей жидкости.
Пятое - осмотрите выхлопную трубу. Если при запуске двигателя появляется дым синеватого цвета, это признак масложора. Проверить просто: раскрутите прогретый двигатель до 3000 об/мин, подержите несколько секунд и резко прибавьте до 5000 об/мин. Если масложор есть, из трубы выйдет много сизого дыма. Также яркий признак - замасленный конец выхлопной трубы.
Ранее "РГ" писала, почему появляется вибрация на холостых оборотах.