08.05.2024 10:10
    Поделиться

    Как живет ветеран войны и труженик тыла Василий Багринцев

    В Омской области осталось всего 79 ветеранов Великой Отечественной войны. Один из них - 96-летний Василий Петрович Багринцев. На днях он позвонил в редакцию "РГ" в Омске и пригласил в гости.
    Василий Багринцев служил сапером, получил контузию, потому и проблемы со слухом
    Василий Багринцев служил сапером, получил контузию, потому и проблемы со слухом / Наталья Граф/РГ

    Мы приехали к ветерану вместе с руководителем благотворительного фонда "Мир, в котором нет чужих, мир равных возможностей" Викой Марчевской. Привезли гостинцы - фрукты, свежие овощи, крупы, соки, сладости.

    - Эх, жаль, что есть я уже практически ничего не могу, - немного расстроился Василий Петрович. - По утрам кашу себе варю. На обед в основном пельмешки - они и мягкие, и сытные. Порой яблочко на терке потру. Вот и весь мой рацион.

    Несмотря на преклонный возраст, он живет один. В двухкомнатной квартире в одном из тихих дворов Старого Кировска. Живет скромно, можно сказать аскетично. Кровать, письменный стол, старый сервант и ковер на стене - вот и вся обстановка.

    - А я давно раздал все имущество, - признается Багринцев. - Зачем оно мне? На тот свет его с собой не заберешь. Пусть люди пользуются.

    Супруга Василия Петровича Варвара умерла, не дожив нескольких дней до золотой свадьбы - пятидесятилетия совместной жизни. А жили они душа в душу. Одна печаль - не дал бог детей. Из ближайших родственников - двоюродные племянники в Новосибирской области. Один навещал недавно. Просил крупную сумму денег. Василий Петрович не дал. Вроде и пенсия хорошая, но ведь и платить надо за все. На одни только лекарства сколько уходит. Племянник сразу уехал.

    Однажды ветерану Багринцеву хотели дать путевку в Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов. Он поехал посмотреть, оценить обстановку. Но там ему не понравилось. Да и сама директор, взяв его под локоток, вздохнула: "Ох, лучше не надо бы вам к нам, Василий Петрович". С тех пор Багринцев справляется с бытовыми трудностями сам. Приловчился. Иногда приходит соседка - полы вымоет или за продуктами сходит за отдельную плату. Ветеран ей доверяет. А вот от услуг социального работника категорически отказался. Опасается. Насмотрелся криминальных историй по телевизору.

    Багринцев признается, что и его обманывали много раз. Вокруг одиноких ветеранов коршунами вьются разного рода мошенники. Вот, к примеру, в 2018 году решил он поставить в квартире пластиковые окна. Позвонил по объявлению, наклеенному на двери у подъезда. Приехал парень, взял 34 тысячи рублей и растянул ремонт на два года!

    "Всю душу вымотал", - вспоминает Василий Петрович.

    А когда соседка пришла отмывать "новые" стеклопакеты, утеплитель рассыпался в труху. Пришлось отдать еще четырнадцать тысяч рублей и тоже мастеру "по объявлению" за ремонт только что установленных окон. Но все равно дует через щели из них так, что ходят ходуном занавески. Потом приходил еще один "мастер". Запросил 29 тысяч рублей за новый ремонт. Кое-как ветеран выгнал его взашей. Куда уж только ни обращался за помощью Василий Петрович, кому только ни писал - все без толку. "Это гражданско-правовые отношения, идите в суд", - объяснили ему в полиции. Ну какой судебный процесс в его возрасте?

    А раньше, помнится, приходилось и судиться. Как-то пришлось Багринцеву заняться лечением зубов. Хорошо, что ветеранам Великой Отечественной по закону протезирование бесплатное. Но ему в этой льготе отказали. Дескать, вы, дедушка, согласно нашей базе данных совсем недавно вставляли зубы в Кормиловской ЦРБ. Приходите теперь только через пять лет, а раньше вам не положено. Надо ли говорить, что в Кормиловке Василий Петрович ни разу в жизни не был, и кто там за его счет поставил себе зубные протезы, Багринцев выяснить не смог. Ждать пять лет тоже не стал - есть-то хотелось сегодня. Пришлось лечить зубы за плату в ГБN 9, а потом взыскивать потраченное в судебном порядке. Отстоять свои права у ветерана получилось - взыскал.

    С медицинской помощью у Багринцева вообще как-то не складывается. В стационаре не лежал уже лет десять. Это по закону ветеранам войны положена отдельная палата с удобствами. А в реальности Василию Петровичу предложили шестиместные "апартаменты" с туалетом в конце коридора. Он обиделся и решил, что будет лечить свои болячки на дому. Так и делает. И все бы ничего, но этой весной поскользнулся и упал. Сломал ребро. Но ложиться в больницу все равно категорически отказался.

    "Дома и стены помогают", - объясняет свою позицию Василий Петрович.

    Когда война началась, он был еще подростком. Пошел работать на вредное производство, в литейный цех. Как говорят, ковал победу в тылу. А потом выучился на курсах и получил специальность сапера. Разминировал поля сражений в Смоленской, Калужской и других областях. Говорят, что у сапера нет права на ошибку, но случалось всякое.

    "Не раз я оставался один на один со смертью, но мне всегда везло", - вспоминает Василий Петрович.

    Впрочем, без контузии не обошлось. После этого стал плохо слышать. И с каждым годом все хуже и хуже. Слуховые аппараты выдавали ветерану несколько раз. Бесплатно. Но толку от них Багринцеву нет - то ли случай у него особо сложный, то ли, как он говорит, "они неисправные".

    - Приехали как-то ко мне из прокуратуры, - рассказывает Василий Петрович. - Я и пожаловался на то, что не могу свой старенький телевизор смотреть - ничего не слышу. Наушники к нему не подключаются.

    Сотрудники прокуратуры и районной администрации скинулись и ко Дню Победы подарили Василию Петровичу новый телевизор. Дорогой. Плазменный. Он аккуратно стоит под столом уже год, запакованный в коробку.

    - Давайте мы поможем его установить, дедушка, - спохватились мы с Викой.

    - А что толку вешать его на стену, девочки, - развел руками Василий Петрович. - Слышать-то я с прошлого года лучше не стал.

    В прокуратуре Кировского округа "РГ" заверили, что ветерана не бросят.

    - Мы знаем обо всех потребностях Василия Петровича и всегда стараемся ему помочь. Как только установится теплая погода, окна ему отремонтируют. С медицинской помощью вопрос также решим, - пообещал нам заместитель прокурора Кировского округа города Омска Александр Гулий.

    P. S.

    Впрочем, сам Багринцев на жизнь не жалуется. Сколько ее там осталось? Надо радоваться каждому новому дню. Но особенно ждет Василий Петрович 9 Мая. Ведь это единственный день в году, когда в его почтовом ящике появляются праздничные открытки и благодарственные письма. А еще обязательно придут гости. А значит, будет с кем поговорить.

    Поделиться