Ученые изучают возможность создания лунной рельсовой транспортной системы, которая, по их словам, может перевернуть представление о транспорте на Луне. Проект основан на использовании левитирующих магнитных роботов, которые движутся по трехслойной пленочной дорожке. Эта инновационная конструкция позволит уменьшить абразивный износ, вызываемый лунной пылью, и обеспечит эффективное средство транспортировки полезных грузов по лунной поверхности.
Технология, как сообщает New-Science.ru, также минимизирует риск для астронавтов: снижается необходимость их передвижения по лунной поверхности.
Кстати, ученые считают лунную пыль одной из главных проблем, с которой столкнутся и автоматические, и пилотируемые экспедиции на Луну. Почему?
Вот что говорил в интервью "РГ" научный руководитель ИКИ РАН и первого этапа российской лунной программы академик Лев Зеленый:
- Лунная пыль электрически заряжена и висит над тоже заряженной лунной поверхностью под действием электростатического поля. Напряженность электрического поля в этом метровом пылевом слое может вблизи терминатора достигать 300 вольт на метр! Это небезопасно и для инструментов, и для человека.
Пыль очень токсична, состоит из зазубренных частиц, которые забиваются в скафандр, налипают на технику. Об этом рассказывал, в частности, Юджин Сернан - командир "Аполлона-17" и последний человек, стоявший на поверхности Луны. Он отмечал, что было много всяких трудностей, описывает, как их преодолевали. Единственное, чего, как он пишет, он не понимает, это как в будущем можно будет избежать влияния лунной пыли. Если человечеству когда-нибудь удастся построить лунную базу, то она явно будет полностью облеплена пылью.
Роботы, разрабатываемые за океаном, будут нести тележки, движущиеся со скоростью около 1,60 км/ч, способные перевозить до 100 тонн материалов в день на будущую лунную базу и обратно. Главной целью FLOAT, говорят американские инженеры, станет создание надежной, автономной и эффективной транспортной системы для перемещения материалов на Луне, а ежедневные операции планируется начать уже в 2030-х годах.