14.05.2024 16:11
Поделиться

Частным владельцам железнодорожной инфраструктуры станут доступны пути общего пользования

Федеральное агентство железнодорожного транспорта будет предоставлять частным владельцам инфраструктуры госуслугу по присоединению их магистралей к путям общего пользования для постоянной эксплуатации. Соответствующий документ опубликован на портале правовых актов и проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы.

В экспертном сообществе считают, что это поможет решить проблему порожних вагонов и увеличит пропускную способность, а частным владельцам позволит получать дополнительные льготы для развития бизнеса.

Объединение железнодорожных путей разных назначений регулировалось в правовом поле России и раньше, однако новый документ изменит подход к решению задачи. Процедура получит статус государственной услуги и будет в обязательном порядке оказываться всем участникам рынка при соблюдении определенных требований. К ним относятся, например, наличие документов о правомерности возведения такой железнодорожной инфраструктуры, свидетельство, подтверждающее полномочия представителя, а также примыкание железнодорожного пути к путям общего пользования.

Таким образом, вступление документа в силу поможет выровнять права всех представителей железнодорожного рынка, а бизнес получит новые возможности для развития, рассказали "РГ" в экспертном сообществе.

"Перекрытие западного направления должно компенсироваться увеличением пропускной способности всех остальных дорог, которые есть в России. Однако у РЖД существует проблема пустых порожних вагонов собственников - сейчас таких на железнодорожных путях накопилось огромное количество, они создают заторы и уменьшают пропускную способность магистрали. Решить проблему можно в том числе и за счёт использования инфраструктуры частных компаний для отстоя таких вагонов, чтобы они не мешали прямым маршрутным потокам", - отметил в беседе с "РГ" заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.

Например, если все поезда будут везти уголь из Кузбасса в Порт Ванино, двигаясь по БАМу в одну сторону без встречного движения, то на пути не будет порожних вагонов, а значит, составы смогут следовать со значительно большей скоростью, чем сейчас. Однако при однопутном движении встречные поезда необходимо останавливать на разъездах, что снижает скорость движения. С принятием нового документа появится возможность взаимовыгодного использования путей не общего пользования. Так, РЖД сможет разместить на них пустые, порожние вагоны, увеличив тем самым пропускную способность магистрали, а владельцы частной инфраструктуры получат более облегченный, льготный доступ к путям общего пользования.

Проблема порожних вагонов сейчас чрезвычайно важна для пропускной способности БАМа, отмечают в экспертном сообществе. Многие добывающие организации на Дальнем Востоке или Сибири стремятся построить свои локальные магистрали и соединить их с путями общего пользования для вывоза сырья. Вступление документа в силу поможет таким компаниям упростить процедуру объединения инфраструктуры, а также увеличит пропускную способность всей железнодорожной сети России.