Объяснение вышло эмоциональным - похоже, многие в стране не поняли, зачем глава сербского государства расшаркивался перед теми, с кем по должности не должен был вести официальных переговоров. "А чего вы хотите от меня, не разговаривать со страной с 40 миллионами населения, которая никогда ничего плохого не сделала Сербии? Которая не признала Косово?" - отбивался Вучич от журналистов. С каких пор Елена Зеленская официально представляет Киев и приравнена по значимости к супругу, лидер Сербии не уточнил. Как ничего не сказал о том, готов ли он в принципе признать полномочия самого Зеленского после 20 мая, когда президентство последнего закончится, а новые выборы главы государства Украина отменила. Впрочем, упомянув, что на встрече с украинской делегацией обсуждалось участие Киева в белградском экономическом форуме, Вучич перешел в наступление: "Объясните мне, что здесь плохого. Хотите и теперь сказать, что я русский наймит? Я ни русский наймит, ни европейский, ни американский".
Сербские власти старались не афишировать приезд украинских гостей в Белград - понимали, что подобная дипломатическая активность будет токсичной и вызовет множество вопросов. Первоначально все выглядело пристойно - в программе визита Кулебы и Зеленской значилось посещение столичной библиотеки и средневековой крепости Калемегдан. Культурно-просветительское направление поездки дополнительно подчеркивала сопровождавшая украинскую делегацию супруга президента Сербии Тамара Вучич и новый глава сербского министерства иностранных дел Марко Джурич. В профиле Елены Зеленской в соцсети сообщалось, что она посетила в библиотеке археологическую выставку "Римский зал" и ознакомилась с некой "Украинской полкой" - созданным под ее патронажем уголком с украинскими книгами. Также в рамках гуманитарной миссии Зеленская присутствовала на подписании соглашения о сотрудничестве между университетами Белграда и Киева. Вместе с Тамарой Вучич она открыла конференцию о душевном здоровье, куратором которой была первая дама Сербии. Как писали СМИ, во время посещения крепости Зеленской выдали аудиогид на украинском языке. Для того, чтобы придать дополнительный "европейский флер" поездке, первые дамы Украины и Сербии побывали в Калемегданском парке с памятником "Благодарности Франции", воздвигнутым за оказанную помощь Сербии в Первой мировой войне. На этом программа визита была исчерпана и казалось, что "дорогим гостям" пришло время убираться восвояси. Но кто-то посоветовал Вучичу не терять времени и использовать присутствие г-жи Зеленской в Белграде в качестве еще одного, зримого символа верности Сербии нарративам Запада.
После встречи с главой МИД Украины (о его будущей отставке в Киеве говорят, как о деле решенном - Ред.) Вучич заявил, что обсуждал с Кулебой "европейский путь двух государств и насущную потребность в установлении мира". По словам Вучича, он также указал Кулебе на проблемы, с которыми Сербия сталкивается на международной арене. Многие аналитики обратили внимание на несоответствие уровня поднимаемых сербским лидером вопросов статусу его собеседника - трудно понять, чем без пяти минут украинский отставник может помочь в решении стоящих перед Сербией международных проблем. Вучич также сообщил, что помимо развития с Украиной двухсторонних отношений он принял решение вернуть посла Сербии в Киев, который тот покинул после начала специальной военной операции. В свою очередь, Кулеба напомнил о гуманитарной помощи, которую сербы отправляли украинскому народу.
Стремление Вучича усидеть на нескольких стульях, о чем не пишет только ленивый, официальный Белград называет успешной многовекторной политикой, несмотря на то, что действия президента Сербии выглядят противоречивыми. Наличие такой имиджевой проблемы сознает и сам Вучич, оттого столь эмоционально реагирует, когда ему указывают на специфику сербской внешней политики. Когда в конце апреля сотрудник Американского института предпринимательства написал, что "сердце Вучича лежит в Москве, а кошелек в Брюсселе", глава Сербии не сдержал раздражения. "Откуда они знают, о чем я думаю? Разве они мне вставили какой-то чип и сейчас занимаются тем, что читают мои мысли, что мне снится, о чем я мечтаю? Они что, сошли с ума все вместе?" - заявил Вучич. После чего иронично добавил: "Мы специально останемся на европейском пути, чтобы они нервничали".
Для сохранения территориальной целостности государства и расширения торгового партнерства руководству Сербии приходится "вертеться", чтобы оставаться хорошим для всех. Для России, которая благодарна Белграду за неприсоединение к антироссийским санкциям и активно поддерживает сербские интересы в Совете безопасности ООН. Для США, где несмотря на политическую гуттаперчивость Вучича, оценили решение Сербии поддержать территориальную целостность Украины и ооновские резолюции с "осуждением агрессии России". Поэтому Вашингтон продолжает называть Белград близким партнером, хотя трудно поверить, что это искренне.
Согласно сербской статистике, на Европу приходится 59,7 процента торгового оборота Сербии. Кроме того, Вучич рассчитывает на получение первых 125 миллионов евро в рамках плана роста Евросоюза для государств Западных Балкан. В 2023 году примерно половину в торговом обороте Сербии (24,8 миллиарда евро - Ред.) производили компании с немецким, итальянским и французским капиталом. Это ли не повод для Вучича принимать супругу Зеленского по высшему разряду, чтобы у ее мужа не было повода пожаловаться на негостеприимного, "пророссийского" президента Сербии европейским и американским спонсорам?
После недавнего визита председателя КНР в Сербию в ходе которого Вучич торжественно назвал Пекин "лучшим партнером Белграда в реализации его государственных интересов", сербскому президенту срочно требовался публичный предлог для демонстрации лояльности коллективному Западу. В этой связи визит Зеленской пришелся как нельзя кстати, а уверения в "европейском пути" Сербии, которыми Вучич рассыпался на переговорах с главой МИД Украины, имели в реальности совсем иных, куда более влиятельных и важных для президента Сербии адресатов.