Книги Наринэ Абгарян - это особый жанр. Каждая, без преувеличения, имеет толпы поклонников, вот и "Симон", вышедший в 2020 году, не стал исключением - сразу выбился в лидеры продаж, а сегодня пережил уже несколько изданий.
Поставить полюбившийся роман на театральной сцене взялся режиссер Денис Хуснияров, обладатель премий "Прорыв" и "Золотой софит", номинант "Золотой Маски", с прошлого года он возглавляет Самарский театр юного зрителя "СамАрт". Инсценировку написала Ирина Васьковская.
Начинается все довольно оптимистично: завораживающая сценография, где все вокруг из дерева, сквозь щели которого то и дело пробивается жаркое южное солнце (художник - Семен Пастух), прекрасная музыка с восточными гармониями (композитор - Василий Тонковидов) - зритель уже готов попасть в маленький горный Берд, где живут герои "Симона". Но это, пожалуй, единственные отсылки к так трогательно воспетой Наринэ Абгарян Армении, и их явно недостаточно, чтобы передать весь колорит страны и ее жителей, который, собственно, и составляет по большей части неповторимую атмосферу романа. На протяжении всего спектакля ее очень недостает.
Авторы меняют местами части истории: похороны каменщика Симона, с которых в книге все начинается, перенесены во второй акт, а в первом - герой как раз еще жив. Хронологически вполне логично, ничего страшного в этом нет, но что-то не ладится - на сцене все время сквозят пустота и медлительность. Весомая часть спектакля - женские монологи, ведь умерший Симон - местный Дон Жуан с целой коллекцией сердец. Им разбитых и им же залеченных. У его гроба, придя проститься, каждая вспоминает свою историю любви. Но трогающие в книге, на сцене эти монологи не вызывают того же чувства - сменяющие друг друга героини в окружении статичных, сидящих за столом "подруг по несчастью" словно еще больше тормозят действо.
Актерские работы при этом любопытны. Лих и пылок Симон в исполнении Алексея Дякина, безоговорочно веришь обиженной изменами жене каменщика Меланье (Александра Ровенских), буквально светится женственностью Софья (Наталия Филиппова).
Связывает всех этих героев не только Симон, но и Косая Вардануш - блаженная, чьим "единственным прегрешением было ее непотопляемое желание причинить добро всем и каждому". Она одна никого не осуждает, искренне верит, что каждого можно простить, каждому посочувствовать. И вот эту линию - одну из главных в романе - в премьере благодаря в том числе исполнительнице роли юродивой Елене Мольченко выдержать получилось.
Кстати, "Симона" готовят к выпуску и в "Современнике".