Мужская линия

Мужская линия

Зачем успешный москвич и отец пятерых детей добровольно ушел на фронт
Из семейного архива

Мужская линия

Зачем успешный москвич и отец пятерых детей добровольно ушел на фронт
24.05.202407:00
Максим Васюнов
У него в жизни есть все, чтобы считать себя счастливым, - хорошая семья, пятеро детей, диплом МГИМО, завидная карьера - атташе в посольстве России в Анкаре, вице-президент Газпромбанка, руководящие должности в международных проектах Росатома… Но когда осенью 2022 года была объявлена частичная мобилизация, Константин Рыжак, не раздумывая, отправился в военкомат.

За плечами - лишь институтская военная кафедра, редкая и не очень-то боевая специальность военного переводчика. Одним словом, типичный "пиджак", как говорят в военной среде. Но когда Родина призвала, сомнений не осталось. Шокировав большинство своих знакомых, Константин отправился на фронт, став строевым командиром. В зоне СВО лейтенант, а затем старлей Рыжак командовал мотострелковым взводом девятой роты гвардейского полка 1430, того самого, где служат москвичи. Они обороняли Работино и Токмак, уничтожали неонацистскую технику, ходили в разведку… Судя по видео, которое есть в распоряжении редакции, вчерашний белый воротничок довольно быстро привык к камуфляжу, к воинскому быту и к ощущению смерти, что не раз подбиралась к нему на расстоянии вытянутой руки… Свою историю герой рассказал в интервью "РГ".

Константин, по моим наблюдениям, бойцам, у которых есть дети, на фронте чаще везет, будто бы любовь детей - это физическая сила, которая реально спасает, что вы думаете по этому поводу?

Константин Рыжак: Совершенно согласен. Спасает не только любовь своих детей. Нам со всей страны присылали на фронт письма, которые мы читали со слезами на глазах, присылали рисунки, вязаные вещи. Но это сила взаимной любви. Потому что мы точно знаем, за что воюем. За правду, за восстановление исторической справедливости, за наших детей, за то, чтобы над ними всегда было мирное время. На фронте это ощущается сердцем, на подсознательном уровне. В памяти нашего народа жива память о великой войне. И мы как никто ценим мир. Но иногда случается так, что для достижения прочного мира приходится воевать.

Очевидный вопрос возникает - как вас на эту дорогу отпустила жена, дети, наконец, как отреагировал на ваше желание пойти на фронт ваш отец, генерал-лейтенант Николай Иванович Рыжак?

Константин Рыжак: Честно сказать, жена и дети не обрадовались, конечно. Да и странно было ожидать иного. Отец не отговаривал - все понял. Я всем сказал так - пройдет время, и вы еще будете мной гордиться. Собственно, так и случилось. Вообще, для мужчины военная служба, принятие воинской присяги - одно из важнейших событий в жизни. Супруга вот на меня обижается, но я искренне считаю, что присяга - это как второе рождение, это даже важнее, чем свадьба. Принимая присягу, ты встаешь в уходящий далеко в прошлое и далеко в будущее строй своих предков и потомков - защитников Родины. У не служившего мужчины, на мой взгляд, всегда есть ощущение какой-то незавершенности, и когда это ощущение уходит, чувствуешь себя лучше.

Константин Рыжак - отец пятерых детей. Фото: Из семейного архива

Но перед этим нужно преодолеть страх, вы ведь не будете спорить, что военная операция - это очень страшно?

Константин Рыжак: С одной стороны, отрицать это глупо. Но с другой… Я вспоминаю день, когда мы в ноябре 2022 года воинским эшелоном прибыли в Запорожскую область. Это очень напоминало кадры из "9 роты", когда герои фильма выходят из транспортного самолета и сразу же попадают в военную реальность - серое небо, лязг техники, в клубах дыма проезжает танк с солдатами на броне, пролетает вертолет…Звуки, запахи, атмосфера - все говорит о том, что это война. Но это не пугает! Я даже признаков страха ни у кого из ребят не увидел, наоборот, глаза заблестели, что-то мальчишеское начало играть, азарт появился, что ли.

Интересный факт - изначально район обороны нашего батальона располагался на так называемых Пришибских высотах под городом Молочанск. За эти высоты в 1943 году шли ожесточенные бои, это место боевой славы Красной армии. Когда рыли окопы, мы часто находили артефакты той войны - ржавые патроны, осколки, штыки, каски. Такой вот изгиб истории. Снова в этих местах наша армия ведет бой с недобитым нацизмом. И, как и наши предки, мы убеждены, что воюем за правое дело. И это здорово помогает преодолеть страх.

Вы служили в полку, где собрались одни москвичи, расскажите на примере хотя бы своего взвода, что это за люди, все ли топ-менеджеры, которые еще вчера сидели в офисе в "Москва-сити"?

Константин Рыжак: Хорошо, что затронули эту тему. Мы на фронте встречали ребят из разных регионов нашей страны. Из Сибири, с Урала, с Кавказа. Все были приятно удивлены, что жители столицы здесь же, вместе со всеми в одних окопах. Не уехали в Грузию на самокатах, не спрятались по московским квартирам. Ведь полк у нас действительно московский - от рядового до командира. Более того, со многими ребятами из моего взвода мы и в гражданской жизни соседи по району.

"Я всем сказал так - пройдет время, и вы еще будете мной гордиться". Фото: Из семейного архива

Профессии у всех разные, ведь армия во все века - срез общества. Много ребят рабочих профессий: сварщики, автомеханики, слесари. Могу сказать, что в армии они очень востребованы и уважаемы. За трудолюбие, за золотые руки. Ведь война на 99% - это быт. И от того, как ты его наладил, зависит и здоровье, и боеготовность.

Были и весьма необычные профессии. К примеру, профессиональный фигурист, из спорта высших достижений, в зоне СВО он стал отличным гранатометчиком. Стюард из крупной авиакомпании - стал прекрасным снайпером. Повезло нам и в том, что во взводе оказался профессиональный шеф-повар модного московского ресторана, он даже в полевых условиях умудрялся готовить с изыском. Однажды он приготовил лазанью. Как выяснилось, половина ребят даже не знали раньше, что это за слово такое и что означает.

Тяжело командовать людьми настолько разными?

Константин Рыжак: Это был непростой, но полезный опыт. В том числе в плане саморазвития. Важно поддерживать дисциплину и в то же время - следить за тем, что называется здоровой обстановкой в коллективе. Младший командир - это и психолог, и друг, и где-то старший брат, а кому-то даже как отец, потому что возраст у ребят тоже разный. Командиру важно вовремя заметить, когда человек загрустил, начал уходить в депрессию, и помочь прийти в норму. Помогают и разговоры по душам, и юмор, и простая человеческая улыбка…

В вашей интонации чувствуется грусть. Это из-за того, что всего этого вам не хватает в мирной жизни?

Константин Рыжак: Доводилось и раньше слышать, что после дембеля многих начинает тянуть обратно. И вот, убедился на собственном примере. Да, это так. Москва - прекрасный город. Но большой, шумный, непростой. На фронте все проще, понятнее. Есть свои, есть противник, есть четкая задача, цель. И на душе от этого спокойнее, яснее. Часто так бывает - соскучился боец по мирной жизни, по семье. Приедет в отпуск на две недели. Первые три дня отдыхает, хорошо ему. А на четвертый начинает тосковать по фронту, по товарищам, дни считает до возвращения. Ведь мы все там - тоже в своем роде семья.

"Мой взвод, не сочтите за хвастовство, считался образцовым подразделением". Фото: Из архива Константина Рыжака

Вашему взводу пришлось не раз сталкиваться с противников лицом к лицу…

Константин Рыжак: Да, нам доводилось занимать передовые траншеи. До противника порой было не более пятисот метров. Честно скажу, когда впервые видишь своими глазами вражеских солдат - ощущение особое, трудно передаваемое.

Интересный момент: еще в учебке в Москве я спрашивал солдат, готовы ли они стрелять в солдат противника? Потому что, как ни крути, это серьезный моральный выбор. И я должен быть уверен, что в бою могу положиться на своих бойцов.

Мой взвод, не сочтите за хвастовство, считался образцовым подразделением, и был назначен внештатным взводом разведки нашего батальона, так что ребята помимо основных задач вели и разведывательную деятельность, ходили в дозоры. Были у нас серьезные достижения - брали пленных, засекали места сосредоточения противника.

Ваш полк подбил первый "Леопард"?

Константин Рыжак: Ну, мы так считаем. В полку есть настоящие герои. Те, кто в одиночку, лично уничтожил по нескольку танков и БМП противника. Да и так ли важно, бойцы какой части уничтожили первого зверя? Главное, что прошлым летом противник обломал о нашу оборону зубы. Был остановлен, разбит и откатился назад с большими потерями. Под Работино целое кладбище "Леопардов", и для истории не так уж важно, кто именно снес им башни. Могу сказать, что наши ребята захватили вражескую "Бредли", неповрежденную, теперь на ней катаются. А один наш боец, настоящий чемпион по борьбе с дронами, за неделю посадил 12 вражеских "птичек". Правда, один из сбитых им дронов, потеряв управление, спикировал прямо на наш уазик-буханку, которая была замаскирована в зарослях, и спалил нам транспорт. Но ничего, всякое бывает (улыбается).

"Сейчас идет борьба не России и Украины, не русских и украинцев, а веры с безверием". Фото: Максим Васюнов/РГ

Спустя девять месяцев службы вы вернулись с фронта, но все равно продолжаете там бывать. Возите парням гуманитарку. Недавно буквально с передовой вы привезли фрагмент "Точки У" в московский Музей героев Советского Союза и России, зачем?

Константин Рыжак: На мой взгляд, этот фрагмент тактической ракеты, запущенной по городу Токмак - наглядное свидетельство преступлений киевского режима. Они стреляют ракетами даже не по военным, по мирному городу - разве не варварство? Когда на подлете ее сбила наша ПВО, фрагменты упали совсем рядом с нашими позициями. В очередной приезд на передовую мы решили увезти ракету с собой и сдать в музей - путь люди видят, что на деле представляют из себя киевские бандиты. Мы их деяний навидались немало. На наших глазах HIMARS прилетел в районную больницу Токмака, погибла вся смена врачей, много гражданских, нас привлекали к разбору завалов. Ужасно это все. Видели бы это сомневающиеся в нашей правоте, многие бы вопросы отпали сами собой.

Все эти зверства доказывают, что сейчас идет борьба не России и Украины, не русских и украинцев, двух братских народов. Это, на мой взгляд, борьба межцивилизационного характера. Веры с безверием, морали с аморальностью, традиционных ценностей с их отсутствием. И, кстати, верующие люди любых конфессий лучше многих понимают смысл спецоперации. На Пасху 2023 года мы с бойцами посетили православный храм Молочанска. Так вот, нигде к нам не относились с такой искренней теплотой и заботой, как в этой маленькой церквушке. Прихожане подходили к нам, говорили хорошие слова, дарили иконки, молитвословы. Радостно было чувствовать такую любовь людей.

Мы победим?

Константин Рыжак: Никаких сомнений. Коренной перелом уже наступил. Противник еще силен, но уже морально дрогнул, надломился. Важный момент - по моим наблюдениям, за те полтора года, что прошли с мобилизации, вчерашние гражданские стали отличными солдатами. Повторяется история Великой Отечественной войны. Ведь ту войну выиграла не кадровая армия, а именно мобилизованные мужики, которые научились хорошо воевать и в конечном итоге сломали хребет фашистской военной машины. В нашем случае так и будет. Потому что за нами - правда.

Ключевой вопрос

Константин, вы пришли на фронт опытным руководителем. Что бы вы изменили в вооруженных силах, если бы вам дали такую возможность?

Константин Рыжак: О, это серьезный вопрос. Уверен, над ответом работают во многих высоких кабинетах. Очевидно, что нам есть над чем работать и что улучшать. Ситуация меняется быстро, реальность намного обгоняет нормативные документы, меняет привычные шаблоны. Ясно, что нужно активно развивать систему радиоэлектронной борьбы, причем на окопном уровне. Создавать штатные подразделения БПЛА, усиливать и совершенствовать средства наблюдения, разведки, целеуказания. Оснащение рядового пехотинца надо резко модернизировать. Нужна индивидуальная связь, умение ею пользоваться. Ночные прицелы, тепловизоры - все это должно стать нормой, а не диковинкой. Впрочем, ситуация улучшается, так что смотрим в будущее с оптимизмом.

Есть и другая наболевшая проблема - наградная система. В среде военных сложилось устойчивое мнение, что ее надо реформировать, делать гибче. В идеале - присылать награды в часть, а командиры с уровня комполка и вплоть до взвода решали бы внутри коллективов, кто достоин награды. Это важная тема, так как зачастую многие бойцы, совершившие подвиги, остаются без награды или представления на них, ходят годами по высоким инстанциям.

Отмечу и позитивный момент - на фронте на командирские должности стали выдвигаться бойцы, хорошо себя проявившие в боевой обстановке. Как пример, нашей ротой сейчас командует Алмаз, бывший сержант моего взвода. Уверен, что со временем участники СВО станут надежной опорой всего нашего общества.

Справка "РГ"

Мотострелковый полк 1430 создан в октябре 2022 года, полностью состоит из мобилизованных москвичей. В ноябре полк был направлен в зону СВО, принимал участие в боях на запорожском направлении, оборонял Токмак. Летом-осенью 2023 года бойцы воинского формирования отразили попытку "контрнаступления" войск противника. В январе 2024 года указом президента России полку за мужество и массовый героизм было присвоено почетное наименование "гвардейский".