Спасенные львицы, еноты-скалолазы и звери-герои, пережившие бомбежки: чем удивляют зоопарки в разных городах России

Спасенные львицы, еноты-скалолазы и звери-герои, пережившие бомбежки: чем удивляют зоопарки в разных городах России

"РГ" побывала в зоопарках Подмосковья, Иваново, Ижевска и Мариуполя
Сергей Куксин/РГ

Спасенные львицы, еноты-скалолазы и звери-герои, пережившие бомбежки: чем удивляют зоопарки в разных городах России

"РГ" побывала в зоопарках Подмосковья, Иваново, Ижевска и Мариуполя
31.05.202411:07
Ирина Рыбникова ,
Анна Ковалева ,
Оксана Ильина ,
Татьяна Т
Полтора часа по забитой пробками Ленинградке, потом еще 30 минут по безвестной извилистой дороге, местами напоминающей поле для гольфа. И все это ради того, чтобы посмотреть на животных, которых в любом крупном зоопарке пруд пруди. Но оно того стоило.

Парк "Земля Прайда" в Клинском округе Подмосковья открылся не так давно - в августе 2022 года. Сегодня в нем обитают больше сотни диких животных, и ни одно из них не было куплено или выведено для того, чтобы наполнить парк. Все были спасены из передвижных цирков, частных зоопарков, личных подсобных хозяйств обеспеченных граждан, которым вдруг надоела живая игрушка.

Прямо на входе посетителей встречают два тигренка Аиша и Айза и гималайский медвежонок, которому пока даже не дали имя. Все трое жили в тех самых обеспеченных семьях, которые могут позволить завести хищника себе на потеху. От тигрят хозяева отказались, когда поняли, что животные погибают от непрофессионального ухода. У медвежонка история хуже. Его мама умерла при родах. Трое суток малыш кричал, лежа на мертвой маме, а среди людей не нашлось смельчаков, чтобы заглянуть в берлогу к рожающей медведице. Когда, наконец, заглянули, медвежонок тоже был на грани смерти. Его до сих пор лечат.

Впрочем, Аиша, Айза и их гималайский дружок счастливчики по сравнению с другими обитателями "Земли Прайда". А вот пантера Пума жила в передвижном зоопарке и была ежедневно бита за независимый нрав и хищнические повадки. На память от людей у Пумы остались сломанные "пальцы" на одной лапе и оторванное ухо.

Неподалеку лежит верблюд Блейд. Любимец детей, он улыбается и лезет ко всем целоваться. Только вот если морковка, которой его угощают, упадет так, что он не сможет до нее дотянуться, верблюд не встанет. "Ленивый, хорошо, видать, кормят", - улыбаются посетители.

На самом деле у Блейда артроз коленных суставов. "Обычная болезнь для тех верблюдов, которые работают, катая посетителей на пляжах и в парках", - объясняет директор парка "Земля Прайда" Виктор Агафонов. Верблюд высокий, чтобы наездник сел ему на спину или слез с нее, он должен подогнуть передние ноги, встав на колени. Пять лет такой работы - и животное можно списывать на колбасу или корм хищникам.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Блейда и выкупили для "Земли Прайда" именно по такому "колбасному" объявлению. Едва попав в парк, верблюд упал, не в силах переступить высокое тротуарное ограждение. Лежал на земле и плакал от боли. Сейчас его подлечили, но часто вставать он все равно не любит.

Белых львиц Луну и Тайю выращивали, чтобы сделать из их шкур прикроватные коврики. Белый медведь Пряник - трофей охотников. Люди убили медведицу, а малыша "пожалели" и отвезли на притравочную станцию, где он должен был стать живым пособием по натаскиванию охотничьих собак. Леопарда Хасана выбраковали из частного зоопарка за то, что постарел и стал менее подвижен, а значит, не интересен посетителям. Тигрица Харли, наоборот, отказывалась быть усидчивой. Ее работа заключалась в позировании для фото с любым желающим. Хищницу, отказывающуюся часами сидеть, неподвижно смотря в объектив, нещадно били, и в парк она попала, по меткому выражению Агафонова, в виде сплошной гематомы. И похожая история у каждого обитателя парка.

Если этих нюансов не знать, и не скажешь, что с животными что-то не так. Верблюд улыбается, тигры весело подхватывают игру, если дети начинают бегать вдоль забора, оторванное ухо пантеры заметно не со всех ракурсов. Греясь под майским солнышком, хищники частенько ложатся на спину, раскинув в стороны лапы - это, как говорят специалисты, - высший признак ощущения безопасности. "Но в среднем требуется минимум год, чтобы животное вновь начало доверять людям", - говорит Агафонов. Год ежедневных трудов, лечения, ласки, которой эти звери не видели никогда.

И желание проникнуться этим вернувшимся доверием - главная причина того, что в парк едут люди. Журналисты "РГ" посетили "Землю Прайда" в будний день, когда народу было не слишком много. Но среди гостей - и местные, и те, кто приехал из соседних городов, и москвичи. "Из Москвы? - переспросили мы Светлану и Анну, которые приехали в парк с детьми. - А чего не в зоопарк, это же гораздо ближе". "В зоопарке на животных можно только смотреть. А здесь дети с ними общаются", - отвечают они. И действительно, дошкольники носятся с ведерками корма между вольерами - тут козочку погладят, там угостят волка мясом.

Надо сказать, что у всех четвероногих обитателей парка есть один положительный "побочный" эффект: они, оттаяв и залечив раны, становятся очень контактны. Многие в прошлой жизни прошли дрессировку, почти все привычны к близкому общению с людьми. И даже выдры, которые заведены только потому, что на территории парка есть пруды, легко становятся тебе на ботинок и поднимают лапки, выпрашивая кусочек морковки или капустный лист. Утки, появившиеся на "Земле Прайда" в довесок к выдрам, берут корм прямо из рук, ну а козы за капустный лист дадут себя даже обнять.

Цены в парке, кстати, не уступают столичным. 1000 рублей стоит взрослый входной билет, 500 - детский и для пенсионеров. 300 рублей ведерко корма - овощи для травоядных или куриное мясо для хищников. Кому-то может показаться дорого, но ведь "Земля Прайда" и существует в основном за счет этих средств.

Мариупольский зоопарк: весна после бомбежек

Тем временем в Мариупольском зоопарке произошло обновление. Счастливые посетители бродят вдоль новых вольеров, любуясь животными. Но два года назад здесь царила другая картина. Взрывы, чудовищные разрушения и скорбь. Именно тогда читатели "Российской газеты" впервые узнали про Мариупольский зоопарк и трагедию невинных зверей.

Украинские снаряды были беспощадны к пушистым и хвостатым обитателям осажденного города. Мариупольский зоопарк - не цирк, его так легко не перевезешь, и животные остались под непрекращающимися бомбежками.

Погибла самка леопарда, обезьяны, лемуры…Многие обитатели не уцелели, но многие и выжили. Сотрудники творили чудеса, выхаживая их. Оголодавшими, обезвоженными предстали и люди, и звери Мариупольского зоопарка в нашу первую встречу. Последовал материал в "Российской газете". "Спасем Мариупольский зоопарк!" - так мы назвали акцию. Она отозвалась в сердцах сотен людей. Помогала вся страна: читатели отправляли зоопарку сено, корма, лекарства и деньги. На часть этих пожертвований мы приобрели для Мариуполя обезьянку, ведь в зоопарке не осталось не одной. Дарили взрослых хищников для скорейшего восстановления популяции - пуму и рысей, верблюдов везли из самой Калмыкии. Люди отдавали сюда цветастых попугайчиков и крупных степных орлов. А орел-могильник, которого передал центр экзотических животных в Подмосковье, и вовсе полюбил брать лакомство с руки директора зоопарка Савелия Вашуры.

Сейчас сюда приходят, чтобы увидеть зверей и птиц, которые стали символом стойкости Мариуполя. Зоопарк преобразился до неузнаваемости: новые вольеры строятся, детеныши рождаются. Настоящий строительный и беби-бум!

Все возродили своими руками: подняли из руин большой зоопарк с десятками вольеров для белых львов и уссурийских тигров, отстроили все подсобные помещения и хоздвор, проложили дорожки и засеяли цветами клумбы, починили забор, заново провели освещение и видеонаблюдение. Теперь все блистает свежими красками: лавочки, беседки, повсюду чистота и порядок. Декоративные павлины, расправив хвосты, свободно гуляют по территории. Мариупольский зоопарк возродился из пепла, как и сам город. И это было только началом. Дети смеются, кормят животных, а взрослые с гордостью рассказывают о том, как город выстоял и победил.

Ижевский зоопарк: еноты-попрошайки

В Ижевске есть большой государственный зоопарк, в котором живут 240 видов животных, а есть крошечный частный, где хозяйничает только енот-полоскун. Точнее, еноты - в семействе семь особей, все с ветеринарными паспортами, прививками, спокойные, общительные и дружелюбные по отношению к человеку. Домом для этих созданий стал просторный офис в многоэтажке. Режим с гигиеной здесь соблюдают строго, поэтому местные жители на такое соседство не жалуются.

В своем доме енотам есть, где проявить способности к скалолазанию и бегу. Пожалуй, эти четвероногие могут поспорить с белками за место в известной поговорке - "Крутится, как енот в колесе". Хозяева говорят: их подопечные способны издавать более 50 разных звуков для общения, они весьма умны и сообразительны - легко открывают контейнеры и банки, точно помнят, куда и что прячут, и могут с ловкостью выпросить лакомство у своих гостей.

Ивановский зоопарк: Пара и Васюган. История семьи стерхов

В Ивановском зоопарке в год семьи паре белых журавлей позволили вырастить птенца. Стерхи Пара и Васюган - представители редкой западносибирской популяции. Самка откладывает яйца каждый год, но обычно их забирают и увозят в Окский природный заповедник в Рязанской области. Там находится питомник редких видов журавлей. Чтобы иметь шансы выжить в дикой природе, птенцы должны воспитываться не в тепличных условиях. В питомнике малыши, вылупившись, не видят человека, а растут и воспитываются так, чтобы не привыкать к присутствию двуногих. В этот раз ивановским стерхам дали возможность насладиться родительством, и они очень трепетно ухаживают за своим птенцом.

Зоопарк в Иванове участвует в программе по сохранению редких видов журавлей Евразии более 15 лет. Сейчас здесь содержится два из трех видов этих краснокнижных птиц. Стерхи находятся под угрозой исчезновения. В дикой природе белых журавлей осталось всего около трех тысяч. А в популяции западносибирских стерхов - от силы 20 особей.

Чтобы увеличить ее, "выпускников" питомника под Рязанью регулярно выпускают на волю в местах традиционного обитания белых журавлей. Но не все молодые птицы приживаются в природе.

К примеру, живущий ныне в Иванове самец по кличке Пара (назван в честь реки в Хабаровском крае) в свое время уже пробовал вольный воздух. В 2012 году он вместе с другими стерхами из Окского заповедника переехал в Тюменскую область и присоединился к стае местных серых журавлей. Вместе они полетали за президентом, принимая его мотодельтаплан за вожака, а осенью отправились на зимовку. Вернее, отправился Пара и серые журавли. Другие стерхи на тот момент еще недостаточно освоились в диких условиях, и их забрали обратно в заповедник. Пара стоически преодолел почти 500 километров до северного Казахстана, где во время остановки на птиц, по всей видимости, напали собаки. Серые журавли сразу улетели, а стерх замешкался и пострадал. Раненого Пару нашел у себя во дворе местный житель, по кольцу с триколором опознал гостя из России, связался со специалистами. Журавля вернули под Рязань, подлечили и отдали в ивановский зоопарк.

Вскоре стерху подобрали невесту по имени Васюган (так называется приток Оби в Томской области). Она выросла в том же питомнике при Окском биосферном заповеднике. Прежде агрессивно настроенный по отношению к любым соседям по вольеру, Пара наконец влюбился и завоевал сердце молодой самки, которая поначалу воспринимала его, как родителя. С 2018 года белые журавли в Иванове исправно приносят потомство.