01.06.2024 06:00
Поделиться

Михаил Глинка 220: автор первой оперы и гимна России стал национальным композитором

Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.) - признанный гений русской музыки, оставивший потомкам более ста известных на весь мир произведений. Петр Ильич Чайковский писал в дневнике, что вся русская симфоническая музыка в его "Камаринской" - "как дуб весь в желуде". "РГ" совместно с главным экспертом по фондам Музея музыки Наталией Тартаковской рассказывает о том, почему Михаил Глинка - первый национальный композитор.
ИТАР-ТАСС

Содержание

  1. Краткая биографическая справка
  2. Биография
  3. Детство и юность
  4. Расцвет творчества
  5. Последние годы жизни
  6. Творчество
  7. Самые известные произведения
  8. В чем заключалось новаторство композитора
  9. Интересные факты из жизни Михаила Глинки

Общая информация

Будущий композитор родился 1 июня 1804 года в родовом имении Новоспасское Смоленской губернии. Его семья принадлежала к зажиточному дворянскому роду и жила за счет доходов от кирпичного и конного заводов. В 1817 году родители поместили сына в Благородный пансион при Педагогическом институте, находившийся в Петербурге.

В 1830 году Глинка уехал за границу. Там он провел четыре года, привезя в Россию романсы и уверенность в том, что нужно писать. Его самые известные произведения - "Жизнь за царя", "Руслан и Людмила", "Камаринская". В его операх и романсах черпали вдохновение все следующие поколения русских композиторов.

В 1835 году Глинка женился на Марье Петровне Ивановой, приходившейся ему дальней родственницей. Их союз продлился вплоть до 1846 года, после чего композитор больше никогда не связывал себя узами брака.

Последние годы жизни великий композитор провел за границей. Он умер в возрасте 52 лет 15 февраля 1857 года в Берлине. Но его прах был перевезен в Санкт-Петербург.

Биография Михаила Глинки

Детство и юность

Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка. Мальчик редко выходил на улицу, чтобы избежать простуд, а главными его развлечениями были народные сказки и песни. Бабушка всячески оберегала внука и следила за каждым его шагом так, что в семье мальчика прозвали "мимозой" - за изнеженный характер и болезненность. Впрочем, это прозвище закрепилось за ним на всю жизнь.

В детстве он заслушивался колокольным звоном и пытался имитировать его, стуча по медным тазам. Заниматься музыкой юный Глинка начал в 11 лет, а его первым учителем стал крепостной музыкант из дядюшкиного оркестра.

Отец композитора пророчил сыну блестящую карьеру в министерстве иностранных дел. Поэтому Глинку отправили в Благородный пансион при Педагогическом институте в Санкт-Петербурге. На обучение семья тратила немало. Будущий композитор жил в отдельной комнате, где для него установили рояль марки "Тышнер", самого знаменитого фортепьянного мастера в городе.

В начале XIX века в России еще не было консерваторий. Так что во время учебы в пансионе Глинка брал уроки музыки у иностранных преподавателей. Благодаря ирландскому композитору Джону Фильду, у ученика развилась особая певучесть игры. Также он обучался скрипке. А еще композитор прекрасно пел, но редко делал это на публику, исключительно в кругу друзей.

Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.

Расцвет творчества

Признание пришло к композитору в 1820-1830-х годах, когда еще совсем молодой Глинка блестяще проявил себя в среде так называемых "дилетантов". Эти люди занимались искусством не ради денег, а для развития собственных талантов.

После окончания учебы Глинка уехал на Кавказ лечиться, но минеральные воды не помогали, зато в 1825 году там он написал свой первый романс на стихи "Не искушай меня без нужды" на стихи Евгения Баратынского.

Из Пятигорска композитор отправился в Петербург, где поступил на службу в Главное управление путей сообщения. Но сочинять не перестал.

В 1828 году произведения Глинки включили в музыкальный сборник известных композиторов "Лирический альбом".

В конце 1820-х годов произошло знакомство Глинки с Василием Жуковским. А весной 1830 года он уехал в Италию поправить здоровье. После возвращения из поездки по Италии Михаил Глинка почувствовал жгучее желание создать первую русскую национальную оперу. И тогда родилась "Жизнь за царя", принесшая Глинке всероссийскую славу. В основу сюжета легла история Ивана Сусанина, который завел в болото польско-литовский отряд и спас будущего царя от верной гибели. Оперу Глинка посвятил императору Николаю I. Тот был поражен постановкой и поощрил труды композитора поистине царским подарком - перстнем с топазом, окруженным тремя рядами бриллиантов.

После "Жизни за царя" возник замысел "Руслана и Людмилы". Однако создание оперы пришлось отложить на время. Либретто должен был создать Пушкин. Но он был убит на дуэли. К "Руслану и Людмиле" Глинка вернулся позже, когда переживал разрыв с супругой и одновременно бурный роман с Екатериной Керн. Премьера в 1842 году прошла не слишком удачно - критикам не нравились декорации, император уехал из театра, не дослушав оперу до конца. Тогда Глинка покинул Россию.

Последние годы жизни

Последние годы Михаил Глинка провел в Берлине, где его воспринимали как великого композитора. Он стал первым русским, который в 1857 году смог представить одно из своих произведений на гала-концерте в Королевском Дворце на Шпрее. Со сцены прозвучало "Ах, мне бедному" из эпилога "Жизни за царя", которое было встречено овациями полного зала. В ту же морозную зиму Глинка простудился и через несколько недель скончался. Его похоронили на лютеранском кладбище, но по настоянию сестры прах композитора был переправлен на Тихвинское кладбище в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.

Немецкая столица не забыла великого русского композитора. К 95-летию со дня рождения там был установлен мемориал с бюстом и табличкой. А на улице, где проживал Михаил Иванович, установлен барельеф в его честь.

Творчество

Самые известные музыкальные произведения

За всю жизнь Михаил Глинка создал более 70 произведений, каждое из которых вошло в золотой фонд мировой музыки. Начать изучение творчества Глинки стоит с опер "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Из симфонических произведений ярко выделяется "Камаринская", являющаяся вариацией народной свадебной песни.

Во время путешествия по Испании Глинка вдохновился местной культурой и создал испанские увертюры "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде". Из великого множества романсов стоит выделить "Бедный певец" и "Утешение" на стихи Жуковского.

А его "Патриотическая песня", созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и России с 1990 по 2000 год.

Новаторство композитора

Глинка вошел в историю музыки как основоположник русской национальной оперы и основатель русской вокальной школы. "Жизнь за царя" - по сути, первая русская опера. Оперы писали и ранее. Но благодаря Глинке начал складываться сложный смысловой концепт национальной русской музыки. Его творчество совпало с процессом осознания обществом своей национальной идентичности.

Глинка в своей музыке раскрыл ментальность русского человека, где главное - жертвенность и мудрость. На этих идеях будут строиться произведения Мусоргского, Чайковского, Бородина и других его талантливых потомков, которые вдохновлялись творчеством Глинки.

Интересные факты о жизни Михаила Глинки

  • Основателем древнего дворянского рода Глинки был поляк Владислав Глинка, в 1654 году поступивший на русскую службу. История знает 114 выходцев из этой семьи, многие из которых были выдающимися художниками, поэтами, военными и писателями.
  • По семейной легенде, чуткий музыкальный слух и исключительный талант будущего композитора зародился под трели утреннего соловья. В то утро они особенно дивно пели в усадьбе Новоспасское, где матушка Глинки разрешалась от бремени. В доме Глинки была специально выделена комната, в которой содержалось около двадцати певчих птиц. Любви композитора к птицам посвящен его романс "Жаворонок".
  • Брак родителей Михаила Глинки мог не состояться. Ведь его отец и мать принадлежали к одном роду и состояли в близком родстве. Семьи были категорически против союза, поэтому молодым пришлось разыграть похищение невесты.
  • Во время двухлетнего путешествии по Испании Глинка увлекся местными танцами и даже учился танцевать с кастаньетами.
  • Великий композитор необыкновенно быстро осваивал иностранные языки. Перед каждым новым путешествием он осваивал местное наречие. Благодаря этому Глинка свободно говорил на немецком, французском, английском, испанском, итальянском и даже персидском.