Евгений Водолазкин: Почему с Пушкиным жить легче
Портрет Александра Сергеевича Пушкина (1827 г.) работы художника Василия Андреевича Тропинина из собрания мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина.

Евгений Водолазкин: Почему с Пушкиным жить легче

Портрет Александра Сергеевича Пушкина (1827 г.) работы художника Василия Андреевича Тропинина из собрания мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина. / Репродукция ТАСС

Евгений Водолазкин: Почему с Пушкиным жить легче

06.06.202400:00
Павел Басинский
6 июня открывается книжный фестиваль "Красная площадь", традиционно приуроченный ко дню рождения нашего главного национального литературного гения - Александра Сергеевича Пушкина. Этот фестиваль особенный, потому что в этом году мы отмечаем пушкинский юбилей - 225 лет со дня рождения. О том, что значит для нас Пушкин сегодня и почему уже более двухсот лет мы остаемся с ним "на дружеской ноге", мы поговорили с писателем и филологом Евгением Водолазкиным.

Знаменитая фраза Аполлона Григорьева в его статье "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина", опубликованной в 1859 году в журнале "Русское слово": "Пушкин - наше все". Она давно превратилась в расхожее выражение, в эдакий мем. Я помню, когда в 1999 году в Москве широко отмечали двухсотлетие Пушкина и было ощущение, что Александр Сергеевич поджидает нас на каждом углу столицы, к этому мему добавили еще два слова: "Пушкин - наше все. И - везде".

Но вспоминая об этом, я вдруг подумал, что в этой шутке была изрядная доля истины. Может быть, Пушкин и не "наше все", но что он в России "везде" - это абсолютно верно. С детства, когда родители читают нам его гениальные сказки. Со средней школы. Взрослые, мы все время всуе упоминаем Пушкина, даже если не читаем его. В бытовых разговорах. На службе: "Кто за тебя будет делать эту работу? Пушкин?".

Картина Ильи Репина "Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года". Фото: Репродукция ТАСС

Евгений Водолазкин: Всякая культура иерархична - и в том или ином виде предъявляет своего главного человека. У нас это Пушкин, у поляков - Мицкевич, у украинцев - Шевченко, у казахов - "лучший акын степи" Абай. Это не значит, что остальные неважны. Просто отношения с культурой персональны, и есть необходимость обратиться к ней, что называется, по имени, например: Александр Сергеевич. Нужен человек, говорящий от имени культуры. На него направлена энергия нации. Это не просто поэт, а поэт во всенародном восприятии. В науке это называется мифом.

Характерно, что в нашей и зарубежной иерархиях русской литературы Пушкин занимает разные места. Главные русские литераторы за границей - это великая тройка: Толстой, Достоевский, Чехов. Некоторые там Пушкина знают только по имени, иные воспринимают его как обратный перевод Байрона, и лишь немногие понимают его истинный масштаб. Так лишний раз подтверждается, что место в культурной иерархии не сводимо к литературному творчеству. Это то, что обусловлено загадочным резонансом творца с его соотечественниками, что выходит за пределы собственно культуры и располагается в области духа.

Репродукция портрета Пушкина работы художника Ильи Глазунова. Фото: Селимханов / РИА Новости
Характерно, что в нашей и зарубежной иерархиях русской литературы Пушкин занимает разные места. Главные русские литераторы за границей - это великая тройка: Толстой, Достоевский, Чехов

С Пушкиным, мне кажется, еще и другая история. С его появлением нация заговорила на том литературном языке, на котором говорит и сейчас, от Калининграда до Сахалина. Именно заговорила, как ребенок однажды начинает говорить. Читая Пушкина, я не испытываю языкового дискомфорта, как при чтении поэтов XVIII века и многих поэтов ХХ и ХXI. "Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный...", "Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий...", "Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума..." Это даже не стихи! Это языковой кислород, который ты вдыхаешь. А что ты испытываешь, когда перечитываешь Пушкина?

Евгений Водолазкин: При чтении Пушкина я попадаю в царство совершенной гармонии. Словосочетание торжественное, но слегка размытое, поэтому поясню. У Пушкина ведь нет стремления кого-либо поразить, нет стилистических "понтов", нет выворачивания себя наружу или вертеровских страданий, нет даже культа счастья. Что есть? Покой и воля. Довольствуйся малым: счастье, оказывается, рядом. Гармония состоит, среди прочего, в отказе от запредельного. Пушкин отражает мир не только в его минуты роковые, а во всей целостности, где, да, "покоя сердце просит". Где, слава Богу, есть и привычка, которая свыше нам дана. Это только кажется, что о повседневном говорить скучно, что оно невыразительно, а потому и невыразимо. Но Пушкин каким-то удивительным образом его выразил.

С появлением Пушкина нация заговорила на том литературном языке, на котором говорит и сейчас, от Калининграда до Сахалина. Именно заговорила, как ребенок однажды начинает говорить

Он способен был выразить абсолютно все. Он давал мир без купюр и транслировал энергию такого качества, какого прежде не было. Сама по себе энергия - не проблема. Напиши ужастик - и все будут хвататься за сердце. Но эта энергия дурного свойства, качество ее невысоко. Пушкинская энергия другой природы, это та райская пища, которая не нуждается во вкусовых добавках. Взять "Евгения Онегина". Ну не чудо ли: абсолютная естественность речи в строгой поэтической форме! Степень этой естественности такова, что, если бы роман в стихах прислали инопланетянину, он подумал бы, что так мы говорим - изящно, глубоко и в рифму. Да, так мы и говорим - пока декламируем Пушкина. И каждый выбирает что-то свое. Я, например, - "Из Пиндемонти". Это стихотворение я считаю полностью своим - не в авторском, конечно, смысле (таких сюрпризов возраст мне пока не преподносил), а по внутреннему соответствию. У тебя есть такая пушкинская вещь?

Портрет Александра Сергеевича Пушкина работы П.Ф. Соколова, 1836 г. и портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы А.П. Брюллова, 1831-1832 гг. Акварели. Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате. Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

"Из Пиндемонти", говоришь? Позволь уж мне процитировать начало "твоего" стихотворения, полностью солидаризуясь и с тобой, и с Пушкиным, и с малоизвестным в России итальянцем Ипполито Пиндемонте, которому Пушкин, известный мистификатор, приписал эти строки, хотя в черновиках поначалу "подарил" их Альфреду де Мюссе: "Не дорого ценю я громкие права, / От коих не одна кружится голова. / Я не ропщу о том, что отказали боги / Мне в сладкой участи оспоривать налоги / Или мешать царям друг с другом воевать; / И мало горя мне, свободно ли печать / Морочит олухов, иль чуткая цензура / В журнальных замыслах стесняет балагура. / Все это, видите ль, слова, слова, слова..."

У меня самое любимое у Пушкина не стихи, хотя равных ему поэтов в России не было, нет и, скорее всего, не будет. Пушкин - абсолютный гений в художественной прозе! Моя любимая пушкинская вещь в прозе - "Капитанская дочка". Я могу перечитывать ее бесконечно. И говорить о ней можно бесконечно. Но я сейчас отмечу только одно. Все наши великие романы о Гражданской войне, а их всего три - "Тихий Дон", "Белая гвардия" и "Хождение по мукам", - написаны как своего рода развитие сюжетов, которые уже есть в "Капитанской дочке". Сознательно ли повторяли Пушкина наши великие писатели ХХ века? Но получилось так.

А у меня к тебе вопрос. Пушкина постоянно разрывают на части различные идейные "партии". В их представлении он оказывается то пламенным революционером, то убежденным монархистом, то православным поэтом, а то исключительным вольнодумцем. Этот раскол проходит даже в среде крупнейших филологов. У Валентина Непомнящего, которого я хорошо знал (светлая память!), представление о Пушкине как о нравственном и эстетическом русском космосе было совершенно иным, чем, скажем, у Андрея Синявского (Абрама Терца), у которого Пушкин вбежал в русскую поэзию "на тоненьких эротических ножках" и произвел там переполох. Ты ведь тоже филолог. Ты можешь предложить свой метод изучения, а главное - идейного понимания Пушкина?

Художник Александр Китаев "Пушкин и Бенкендорф". Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

Евгений Водолазкин: Могу, причем используя рассмотренный нами материал. Вот ты привел начальные строки "Из Пиндемонти" (ты ведь не зря их привел!), и я вдруг с удивлением понял, что не могу их безоговорочно принять. Все, что дальше, принимаю. А эти строки - не вполне. Именно сейчас, когда во всем мире так напряженно. На нынешнем тревожном фоне слишком уж байронической получается поза. Мысль о независимости поэта, его дистанции по отношению к миру правильная, но думаю, что, живи Пушкин в переломную и трагическую эпоху, он нашел бы для выражения этой мысли другие слова.

Здесь мы выходим на вопрос о методике изучения и понимания. Я так привык отсылать к стихотворению "Из Пиндемонти", что не заметил, как немного с этой вещью разошелся. Отсюда вывод: всегда важно иметь строгого, но доброжелательного собеседника, который, подобно тебе, не поленится вернуть разговор к тексту источника. Случается ведь, что ты говоришь о тексте, а он уже другой. Ну или ты другой, что одно и то же. Надо отдавать себе отчет в том, что мы развиваемся, как развивался и Пушкин. Получается, что это беседа в пути, диалог идущих. Заметь: далеко не все авторы доступны для диалога. Пушкин доступен всегда.

Офорт "Пушкин" работы Бориса Непомнящего. Фото: Овчинников Александр / ТАСС

Здесь незазорно возразить, если ты с чем-то не согласен. Или просто идти рядом молча - это ведь тоже диалог. Главное - что вы идете в одном направлении. Все мы, такие разные, идем с ним в одном направлении - не удивительно ли? Пушкин - он как бытие. У него есть все, нужно лишь как следует оглядеться. Но это имеет и свою оборотную сторону: как в бытии, у него можно найти подтверждение почти любой точке зрения. В науке это называется магнитным отношением к материалу: ты выдергиваешь только то, что тебе нужно. Этим и объясняется присвоение Пушкина совершенно разными группами, вследствие чего он предстает в самых разных видах - от тихого молитвенника до отчаянного бунтаря. Да, в нем было и то, и другое, и много чего еще. Но нельзя по кусочку смальты судить о мозаике. Здесь нужен общий ее вид. На основании целого можно составить представление о любом кусочке - даже том, который утрачен. Сказав о смальте, скажу и о жемчужине. Ты абсолютно прав: "Капитанская дочка" - это лучшее, что было написано прозой.

Что ж, и я с тобой соглашусь. Различные идейные "партии" хотят присвоить себе Пушкина потому, что он - универсален, а любая "партия", являясь, по определению, только "частью" (английское "part", французское "partie"), но стремящаяся к утверждению своих принципов как истины в последней инстанции, нуждается именно в такой фигуре, которая "наше всё".

Но наш разговор становится каким-то уж слишком благостным. Мне кажется, два известных высказывания Пушкина, которые цитируют все кому не лень, на самом деле весьма сомнительны по смыслу. Первое: "Поэзия должна быть глуповата". Что за чушь! Стихи самого Пушкина не просто умны, в них есть какая-то неотразимая мудрость. Зачем же он сказал такую глупость о "глуповатости" поэзии, дав оправдание будущим графоманам?

И еще одно его высказывание из письма П.А. Вяземскому - о Байроне и его мемуарах: "Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы, - иначе". Ох, как любят это цитировать при оправдании аморального поведения не только великих, но и нынешних "звезд" кино, эстрады. Мерзкие они, но как-то по-другому, "иначе". И вроде как уже не мерзкие. И вообще таланту простительно все. Что за ерунда! Тогда прав пушкинский Сальери, а не его же Моцарт, и гений и злодейство - две вещи совместные?

Евгений Водолазкин: Беда великих в том, что они не могут что-либо сказать просто так. Иногда даже пошутить не могут. В высказывании о поэзии у Пушкина стоял смайл. На каком-то этапе он слетел - и заявление стало восприниматься чуть ли не как программное. Стало тиражироваться. Не будем сбрасывать со счетов, что бывают просто неудачные высказывания, на которые повлияли атмосферное давление, ссора с женой или непрожаренный стейк. Всякое высказывание контекстуально, и в более благоприятной ситуации великий человек сказал бы что-нибудь другое. Кстати, мысль о глуповатости поэзии не так уж безнадежна. Форма в поэзии играет боОльшую роль, чем в прозе, и иногда (особенно в философской лирике) чувствуешь некую перенасыщенность, а это уже - потеря гармонии. Речь идет о высокой простоте, которую в полемическом задоре можно назвать глупостью. Не забудем и об известных обстоятельствах - начиная с атмосферного давления.

Что до второго пушкинского высказывания, то оно, несомненно, тоже полемично. Пушкин обличает здесь толпу, которая находит общие с великими грехи, и ей кажется, что эти грехи их уравнивают, что они создают их общий с великими знаменатель. Пушкин говорит им, чтобы не очень-то радовались, потому что это их не возвышает. На первый взгляд, верно. А на второй - это как бы отстаивание элитарности в грехе. Вот этого второго взгляда полемические тексты не учитывают.

Что было бы с Пушкиным, если бы его не убил мерзавец Дантес? Доживи он до преклонных лет, застав Крымскую войну, Толстого и Достоевского, расцвет нигилизма и убийство царя народовольцами? Что бы он писал, говорил?

Евгений Водолазкин: Начну с другой стороны. Описания того, что предшествовало Черной речке - а они освещают каждую деталь, - важны и многое объясняют. Точнее, они объясняют все на определенном уровне. Назовем его общественным. Но мне отчего-то кажется, что истинные причины (или по крайней мере их часть) лежат в той сфере, которая нам никогда не будет доступна. В словах и поступках Пушкина последнего периода проступает невыносимое, просто-таки свинцовое отчаяние. Геккерн, Дантес - вроде бы не его калибра эти люди. Их можно было воспринимать как в чистом виде обстоятельства. Как кирпич, который падает с крыши.

Мне кажется, он чувствовал надвигающуюся смерть, как иногда ее чувствуют святые. Пушкин не был святым, и потому реакция его была такой резкой. Он чувствовал границу жизни и, возможно, границу того, что ему надлежит сказать. Жизнь была для него не "мигом между прошлым и будущим", уж он-то воспринимал ее в серьезно понятом смысле - как длинный непростой путь с его дарами и утратами, как собственную вселенную, которой приходит конец. Неслучайно слово "жизнь" было одним из последних произнесенных им слов. Перед самым уходом у его постели был Владимир Иванович Даль. Умирая, Пушкин произнес несколько слов, из которых Даль разобрал только "кончено". Он наклонился над умирающим и переспросил: "Что кончено?" "Жизнь кончена", - ответил Пушкин. Здесь в сюжетном отношении для меня ставится жирная точка - никаких сиквелов, никакой альтернативной истории. Хотя почему? Альтернатива была. Мы ведь помним авторские догадки относительно будущего Ленского (только ли Ленского?). Ты бы мог представить Пушкина в виде полного лысеющего господина? Благополучного, без малейшего намека на трагедию. Жизнь удалась. Только это был бы уже не Пушкин.

Портрет А.С. Пушкина работы Ю. Лаврухина (рисунок пером). Фото: Овчинников Александр/ТАСС
Ключевой вопрос

Скажи: тебе с Пушкиным жить легче? Мне - да. Поэтому предлагаю в день его юбилея "откупорить шампанского бутылку" и перечесть… Лично я - "Признание" ("Я вас люблю, хоть я бешусь…"). Почему-то это стихотворение заряжает меня невероятно! А ты?

Евгений Водолазкин: Ты уже знаешь одно стихотворение, которое я люблю… Добавлю еще два: "Если жизнь тебя обманет…" и "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…". Это такая у меня личная терапия.

Разумеется, с Пушкиным легче. Даже не с русской литературой вообще, а именно с Пушкиным. Потому что в конечном счете важны личные отношения, особенно когда общаешься с сущностью нематериальной. Пушкин метафизический, сохранив свои замечательные черты, теперь немного похож на нас - на лучшее в нас. С ним можно выпить шампанского (6 июня - обязательно!), поплакать или, наоборот, посмеяться. Вспомнил сейчас: в дневниках Чуковского упоминается студентка, не читавшая "Маленьких трагедий". Экзаменатор просит ее назвать хотя бы одну. Ответ молниеносный: "Мольери и Сальери".

Думаю, Александр Сергеевич оценил бы.