В Госдуме объяснили необходимость серьезного наказания за опасное вождение

В Государственную Думу внесли законопроект о штрафах за опасное вождение. За первый выявленный случай водители могут быть оштрафованы на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, за повторное нарушение - лишены прав на срок от 1 до 3 месяцев. Депутаты Госдумы в комментариях "РГ" объяснили, зачем нужны жесткие меры.
iStock

Владимир Сипягин, депутат Госдумы:

"Законопроект с поправками в КОАП внесла группа депутатов нашей партии ЛДПР.

Еще в 2016 году в Правилах дорожного движения был закреплен термин "опасное вождение". Под ним подразумеваются несколько действий водителя транспортного средства, которые создают опасную ситуацию для попутных автомобилей с угрозой для жизней людей или повреждения машин.

Обычно автомобилисты называют такие действия неразумных коллег - "игрой в шашечки". Когда водитель в попутном потоке несколько раз перестраивается на высокой скорости или виляет, пытаясь вклиниться между движущихся автомобилей. К сожалению, такие неразумные действия нередко приводят к трагическим последствиям. Регулярно в популярных телеграмм-каналах и соцсетях появляются видео, где видны действия таких лихачей и неутешительный результат.

В законодательном плане сложилась правовая коллизия, когда недопустимость таких действий в правилах закреплена, но санкций за небезопасное вождение не предусмотрено. Тем не менее уже несколько вариантов законопроектов, вводивших такие санкции, Госдумой было рассмотрено и отклонено. Первым такая участь ждала правительственный законопроект, внесенный одновременно с поправками в ПДД. Он был рассмотрен в первом чтении и отклонен во втором в апреле 2023 года. Летом прошлого года Ярослав Нилов от нашей партии ЛДПР выступил с новой инициативой, предусматривающей дифференцированный подход к нарушениям и их обязательную визуальную фиксацию. Однако в феврале этого года он также был отклонен при рассмотрении в первом чтении.

Сегодня коллеги внесли обновленные поправки в КОАП. В нем учтены замечания Правительства относительно оснований, по которым можно привлечь нарушителей к ответственности. Предполагалось, что любителей опасной езды можно было бы наказать на основании видеоматериалов с регистраторов, мобильных телефонов и иных средств видеосъемки без верификации данных. Этот пункт в обновленном законопроекте исключен.

Необходимо отметить, что проект поддержан правительством РФ, и его парламентская судьба выглядит гораздо более перспективной.

В прошлом году в России зарегистрировано на 4,5% больше дорожно-транспортных происшествий, чем в предыдущем - 132,4 тысячи. Увеличилась смертность в автоавариях: погибло 14,5 тысячи человек (+2,3%), ранено 166,5 тысячи человек (+4,3%).

Нет сомнений, что применение штрафных санкций к лихачам на дорогах улучшит безопасность дорожного движения, поможет предотвратить аварии с тяжелыми последствиями. Для нас самое главное- сохранение человеческой жизни".

Сергей Алтухов, депутат Госдумы:

"Управляя автомобилем, всегда надо помнить, что это средство повышенной опасности, и необходимо оценивать дорожную обстановку, исходя не только из своих навыков и умений, но и уважительно по отношению к другим участникам дорожного движения. Некоторые водители пренебрегают этим, что, зачастую, приводит к плачевным результатам - авариям со смертельным исходом или с большим количеством участников. Санкции по отношению к таким беспечным ездокам, особенно лишение прав, способны существенно улучшить дорожную безопасность

Термин "опасное вождение" появился в Правилах дорожного движения в 2016 году. Под ним подразумевается невыполнение требования при перестроении уступить дорогу автомобилю с преимуществом или вклинивании в транспортный поток, когда все полосы движения заняты. Кроме того, опасность представляет несоблюдение безопасной дистанции в отношении других машин в потоке - впереди и сбоку, резкое торможение. Все это может трактоваться как опасное вождение, если такие действия водителя создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Вместе с тем, в КОАПе не предусмотрено наказание для водителей за такие действия на дороге. Авторы законопроекта предлагают этот пробел ликвидировать, потому что, по их мнению, такое положение дел порождает безнаказанность для нарушителей, которые продолжают демонстрировать свою опасную езду, вседозволенность и наплевательское отношение к другим участникам дорожного движения.

Кстати, это не первый вариант законопроекта, предлагающий поправки в КОАП за "опасное вождение". Ранее были отклонены несколько предложений. Одновременно с появлением в ПДД нового понятия законотворцы пытались ввести и штрафы для водителей, которые агрессивно ездят по дорогам и провоцируют своими маневрами ДТП. Однако сделать это не удалось. Основная причина разногласий - достоверная фиксация таких нарушений. Внесенный депутатами от ЛДПР законопроект также не решает эту задачу, но сама возможность введения ответственности за небезопасное поведение для участников дорожного движения, уже будет иметь воспитательный эффект".