11.06.2024 10:47
Поделиться

Реки и каналы Петербурга патрулируют круглые сутки

Водные прогулки на теплоходах и катерах невероятно популярны как у петербуржцев, так и у гостей города на Неве. Спрос рождает предложение, и с весны до осени реки и каналы Петербурга напоминают пруд, где вместо рыбы - суда и суденышки, катающие пассажиров днем и ночью.

По данным городских властей, к началу нынешней навигации в Петербурге было зарегистрировано 347 судов, имеющих лицензии на перевозку пассажиров. В прошлом году они возили пассажиров по 50 туристическим маршрутам. Всего же за навигацию 2023 года водным транспортом в Петербурге воспользовались почти четыре миллиона пассажиров. Цифры по итогам 2024 года наверняка будут еще выше.

Хотя сезон еще не достиг своего пика, в сводки уже попали происшествия, связанные с водным транспортом. Так, в ночь на 24 мая на Неве у Благовещенского моста не разошлись прогулочные суда "Адель" и "Пурга". После удара второе судно столкнулось с опорой моста. Никто не пострадал, но оба теплохода получили повреждения. Через сутки, ночью 25 мая, вблизи Литейного моста теплоход "Соларис", пытаясь избежать столкновения с другим судном, потерял курс и навалился на соседний теплоход "Чайка". Здесь также обошлось лишь материальным ущербом. Обстоятельства инцидентов устанавливают правоохранительные органы.

Прежде всего, за безопасностью на водных объектах Петербурга по долгу службы следит транспортная полиция, а именно Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте. Как отмечают в Управлении на транспорте МВД России по СЗФО, его сотрудники регулярно проводят рейды по выявлению и пресечению нелегальных коммерческих перевозок, фактов управления водными транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного опьянения и других нарушений. Полицейские используют быстроходные и маневренные катера, патрулирующие акватории Финского залива и внутренних водоемов Санкт-Петербурга. Они же обеспечивают безопасность в период проведения больших культурно-массовых, спортивных и других мероприятий.

Так, всего за два выходных дня в конце мая сотрудники транспортной полиции на Большой и Малой Неве выявили четыре гидроцикла, которыми "рулили" лица, не имеющие права управления. Водители еще четырех маломерных судов на Неве нарушили судовой ход, а водитель катера в Малой Невке - правила плавания. Всем им грозит штраф в размере до 15-20 тысяч рублей. Правонарушителей отстранили от управления и передали сотрудникам Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - именно она следит за некоммерческими судами длиной до 20 метров для перевозки не более 12 человек, такими как яхты, катера, гидроциклы, надувные лодки, катамараны.

Помимо органов МВД и МЧС, своя структура по профилактике правонарушений на водных объектах теперь есть и у властей Санкт-Петербурга. Начиная с навигации 2023 года, на базе СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ) создано специальное подразделение - Патрульная служба. В ее состав входят 12 сотрудников, которые в круглосуточном режиме на скоростных катерах ведут патрулирование и мониторинг водных объектов города, в основном центральной части акватории, с наибольшим трафиком туристических теплоходов и маломерных судов.

Как сообщили "РГ" в пресс-службе комитета по транспорту Санкт-Петербурга, при выявлении нарушений водного законодательства сотрудники Патрульной службы составляют акт с приложением фото- и видеоматериалов, которые в дальнейшем учитываются при назначении административного наказания. Материалы направляются для рассмотрения по подведомственности в ГИМС, Госморречнадзор или полицию. В рамках Межведомственной транспортной комиссии организовано взаимодействие АВТ с сотрудниками полиции, ГИМС и Госморречнадзора, включая проведение совместных профилактических рейдов. В них может быть задействовано два и более судов от разных структур.

"Вместе патрулируем, это происходит на постоянной основе, - рассказал "РГ" заместитель руководителя территориального органа МЧС России по Санкт-Петербургу - главный государственный инспектор по маломерным судам Санкт-Петербурга Виктор Колесов. - Есть согласованные и утвержденные графики. Контролируем каждый своих судоводителей. Так, коммерческие суда отслеживает Госморречнадзор. Полиция также их может остановить, имеет право. А мы, ГИМС, отслеживаем своих. Если они некоммерческие, если зарегистрированы у нас, то мы по бортовому номеру все сразу видим", - поясняет Колесов.

С начала навигации до конца мая только сотрудники ГИМС привлекли к административной ответственности 44 нарушителя, а несколько маломерных судов поместили на штрафстоянку. Для предотвращения нарушений на воде ведется постоянный диалог с судовладельцами. "В ближайшие дни поедем по базам и стоянкам, беседовать с ними на эти темы, по соблюдению всех норм плавания", - говорит Виктор Колесов.

Основную опасность представляют гидроциклы и маломерные суда

В комитете по транспорту добавили, что в периоды наибольшего скопления водного транспорта и маломерных судов на отдельных участках и увеличения интенсивности транспортных потоков к контролю за акваторией привлекаются дополнительные патрульные катера МВД, Росгвардии и ГИМС. В комтрансе обстановку на водных объектах города в целом оценили как стабильную, несмотря на то что ежегодный прирост судов в акватории составляет порядка пять-семь процентов. Снижению аварийности на воде должна способствовать и рабочая группа по предупреждению нарушений законодательства в сфере водного транспорта. Ее главной задачей является усиление контроля за безопасностью на внутренних водных путях в Санкт-Петербурге.

...А чтобы максимально обезопасить акваторию от тех, кого труднее всего контролировать, оперативный штаб Санкт-Петербурга запретил передвижение гидроциклов и маломерных судов, не подлежащих госрегистрации, в период с 13 мая по 15 ноября 2024 года. Запрет распространяется на реку Нева на участке от Благовещенского моста до Большого Обуховского моста, реку Малая Нева - от моста Бетанкура до Невы, а также Большую Невку - от Ушаковского моста до Невы и Малую Невку - от Большого Петровского моста до Большой Невки. Кроме того, он действует на всем протяжении Кронверкского пролива, канала Грибоедова, реки Мойки, реки Фонтанки, Крюкова канала и Зимней канавки. Исключение сделано только для плавсредств органов власти и МСУ, а также действующих в интересах СМИ и киноиндустрии.