Путин обозначил переход от евроатлантической безопасности к евразийской
Политолог Лихачева: Обсуждать резолюцию швейцарской конференции уже бессмысленно
Анастасия Лихачева/ vk.com
14.06.2024 20:00
14.06.2024 20:00
Поделиться
В сегодняшнем выступлении Владимира Путина в МИД есть несколько основных сюжетов. Первое, опуская историческую канву, - это предмет переговоров, который обозначен предметом самой инициативы. Речь не о прекращении огня, а о завершении конфликта. Это очень важно в дипломатии и риторике, объяснять, что имеется в виду. Так же, как важно не только завершить конфликт, но и ограничить намерения и возможности его продолжать.

И вот здесь, конечно, большое поле для дальнейшей дискуссии. Совершенно понятно, что прозвучал второй очень важный сюжет, ведущий в сторону будущих переговоров и обсуждения будущей конфигурации мировой безопасности. Обозначен переход от европейской и шире - евроатлантической, системы безопасности, к евразийской. Какие бы договоры в будущем ни подписывались, они должны учитывать Китай, Иран, Индию и другие страны евразийского континента. Без них добиться полного ограничения намерений и возможностей вести здесь войну не получится. Я, по крайней мере, так услышала нашего президента.

Если мы говорим о поле переговорном и дипломатическом, а не военном, то третье по важности - это отход от формулы декабря 2021 года о прекращении и некоем повороте вспять расширения НАТО. Это прямо прозвучало, что она на данный момент не актуальна. То есть мы, по сути, обнуляем повестку для переговоров по широкому кругу вопросов стратегической стабильности и в целом будущего мироустройства. И это поле для перспективных новых обсуждений, поскольку формула декабря 2021 года очень четко предлагала наши условия, которые касались не только российско-украинских взаимоотношений, российско-европейских, а в целом всей конфигурации отношений России со странами Запада. Вот, наверное, это три самых существенных сюжета, которые сегодня прозвучали.

Ну и, конечно, после этого бессмысленно обсуждать любую резолюцию швейцарской конференции. Очевидно, что смыслом этого собрания являются результирующие документы, но их значение уже нивелировано, поскольку главный инициатор конференции обозначен как нелегитимный персонаж. Повестку они, конечно, менять не будут, и те, кто туда едет, более-менее понимают, зачем им это. Программа мероприятия предполагает чуть меньше суток реальных переговоров с учетом торжественных ужинов и выходов к прессе. Поэтому я предполагаю, что основные сюжеты будут касаться вопросов продовольственной безопасности, энергетической безопасности, ну и, возможно, общих слов о необходимости завершения конфликта. То есть то, под чем можно подписаться в общем и целом, не разговаривая при этом с Россией.

Также я не думаю, что в официальном курсе США завтра или послезавтра случатся существенные изменения. Они поглощены своей предвыборной кампанией, и любые колебания курса нежелательны. Риторика может даже ужесточаться, но реальных действий и резких движений, которые могут повлиять на настроения электората, вроде посылки на Украину американских военных или создания рисков для безопасности непосредственно США, они постараются избежать. О предложениях Владимира Путина, по крайней мере публично, на уровне официальной риторики, они пока постараются не думать.

Анастасия Лихачева
декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Поделиться