Именно этот конкурс дал путевку в жизнь самым востребованным сегодняшним пианистам - Ивану Бессонову, Сергею Давыдченко, Еве Геворгян, Валентину Малинину, Джорджу Харлионо и другим.
Grand Piano Competition можно смело назвать фестивалем, поскольку никто из участников не выбывает - и в этом большой плюс и большой минус одновременно. Дух соревнования здесь специфический: молодые артисты, по сути, борются за зрительские симпатии и за суммы, обещанные за призовые места (призовой фонд конкурса составляет 3500000 рублей), но главным подарком был и остается акустический концертный рояль. И, конечно - внимание и покровительство Дениса Мацуева, который, между тем, еще и возглавляет судейскую коллегию на главном состязании всех пианистов мира - конкурсе Чайковского.
В этом году в конкурсе Grand Piano Competition принимают участие пианисты из России, Китая, Казахстана, Швейцарии и даже Австралии (ее представляет самый юный конкурсант, 11-летний Чарли Шишюн Ву).
Им предстоит сыграть один сольный тур в Концертном зале Центральной музыкальной школы - Академии исполнительского искусства и один тур в сопровождении Госоркестра имени Светланова в Московской филармонии.
Программа выступлений, как обычно, должна состоять из нескольких разнохарактерных и разностилевых сочинений от Баха до музыки XX века. Оценивать конкурсантов будут жюри - известные исполнители и маститые педагоги. Среди них в этом году и Рена Шерешевская - профессор Высшей Парижской школы музыки, воспитавшая триумфатора конкурса Чайковского Люку Дебарга.
"Те 15 счастливчиков, которые приехали к нам на Grand Piano, уже как минимум дипломанты, а дальше и лауреаты, и Гран-при, и рояль. И самое главное - это жизнь на сцене дальше. Потому что они будут обласканы ангажементами с лучшими оркестрами нашей страны в лучших залах", - уверен Денис Мацуев. На торжественном гала-открытии в Московской филармонии он дал, пожалуй, самый необычный старт конкурсу - шутливо подпрыгнул, намекая, что соревнуются все же дети.
Концерт прошел в теплой, почти семейной атмосфере. Госоркестром имени Светланова дирижировал давний сценический партнер и друг Мацуева Александр Сладковский, а на сцену выходили его "питомцы" Петр Акулов, Иван Бессонов и Сергей Давыдченко. Последние схлестнулись в дуэте в мюзик-холльном концерте Пуленка для двух роялей - противостояние началось сумбурно и неслаженно, но закончилось, к счастью, в полной гармонии друг с другом и с оркестром.
Денис Мацуев удивил всех - вместо ожидаемого Второго или Третьего концертов Рахманинова, исполнил сложнейшую, полную виртуозного блеска "Бурлеску" Рихарда Штрауса. Но это были еще "цветочки" - настоящий челлендж худрука Grand PianoCompetition ожидал впереди. Специально для него композитор, худрук Московской филармонии Александр Чайковский написал Концерт для четырех роялей под условным названием "Тяжела и неказиста жизнь молодого пианиста".
В этом сочинении композитор попытался отразить суровые будни человека за фортепиано - ежедневные занятия, репетиции, и, конечно же, конкурсы (волнение перед ними изображал звук сирены). Шуточная пьеса началась с примитивной темы в духе детской песенки "У кота воркота", которую сменили сначала быстрые гаммы, затем пассажи, а в финале и вовсе калейдоскоп из самых заигранных пианистами пьес - фрагментов Первого концерта Чайковского, до-мажорного Этюда Шопена, Токкаты Шумана и т.д.
Роли студентов-пианистов блестяще отыграли Сергей Давыдченко, Иван Бессонов и Петр Акулов, ну а фортепианный "Оскар" здесь по праву завоевал Денис Мацуев в роли их педагога. В какой-то момент он взял в руки счеты и стал отмечать на них все "фальшивые" ноты, которые брали его подопечные. Этот неожиданный перформанс затем сменила тема, по своему звучанию напоминающая типично ресторанную музыку (пианисты после зачета пошли поужинать?). Перед премьерой Александр Чайковский признался - он боится, что его побьют после такого шоу - однако публика в целом осталась довольна.