У бойцов, восстанавливающихся после ранений, будет своя культурная программа

Написать о том, как в Подмосковье организована реабилитация участников специальной военной операции, нас побудила новость: депутаты Мособлдумы начали работу над программой социально-культурной реабилитации военнослужащих. С социальной понятно: то, что вернувшимся из горячих точек бойцам она жизненно необходима, признали еще после Афганистана. Но культурная? Это что теперь тоже жизненная необходимость? За ответом на этот вопрос "РГ" отправилась к председателю областного парламента Игорю Брынцалову.
В "Ясенках" врачи ставят на ноги бойцов даже с самыми тяжелыми ранениями.
В "Ясенках" врачи ставят на ноги бойцов даже с самыми тяжелыми ранениями. / соцсети

Игорь Юрьевич, как возникла идея при реабилитации обратить внимание и на культурную составляющую?

Игорь Брынцалов: Идея родилась после того, как депутаты нашего профильного комитета посетили подмосковный центр реабилитации участников СВО "Ясенки". Бойцы попросили придумать что-нибудь для восстановления не только физических сил, но и душевного равновесия. Между прочим, практика концертов и выступлений артистов на передовой сложилась еще во времена Первой мировой войны. А к началу Великой Отечественной уже и на государственном уровне признали, что сила искусства необходима для укрепления морального духа солдат. Так что идея, в общем, не нова. Мы просто распространяем ее и на тех бойцов, которые восстанавливаются после ранений - им стойкость и крепкий моральный дух необходимы, может быть, даже больше, чем воюющим. Ну и закрепляем программой.

Что будет в этой программе и когда она заработает?

Игорь Брынцалов: Пока создана рабочая группа, которая как раз занимается ее наполнением. Предполагается, что для бойцов, которые проходят лечение в госпиталях, будет организовано посещение театров, выставок, музеев, различных экскурсий и спортивных соревнований. Будем стараться, чтобы хотя бы в рамках пилота программа заработала до конца года.

А с чего обычно начинаются законы, программы, нормативные акты, касающиеся реабилитации? Вы подсматриваете идеи у коллег из других регионов, их озвучивают сами военнослужащие, выдвигают муниципалитеты?

Игорь Брынцалов: Чаще всего с запросов и предложений наших жителей, с которыми мы находимся в постоянном контакте. Например, по просьбам бойцов и их семей Мособлдума принимала законы о льготах по транспортному налогу, о введении квот для приема на работу ветеранов боевых действий, о расширении бесплатной юридической помощи и дополнительных мерах поддержки в рамках социальной газификации. Еще пример: в прошлом году депутаты получали массу обращений по реабилитации. Результатом стал областной закон о бесплатной комплексной реабилитации участников СВО в центре "Ясенки".

У каждого участника СВО с инвалидностью есть персональные помощники, которые решают вопросы в том числе и с подбором реабилитационного центра

Его очень хвалят...

Игорь Брынцалов: Это действительно один из самых современных реабилитационных центров Подмосковья. Укомплектован по последнему слову медицинской техники, недавно принято решение построить там еще и бассейн. Есть все необходимые кадры. Врачи ставят на ноги даже самых тяжелых пациентов. И, кстати, когда этот центр начал принимать бойцов, от них поступил новый запрос. Многим после ранений хотелось бы, чтобы в этот период рядом находились не только врачи и медсестры, но и близкие люди. И мы приняли закон, разрешающий одному из родственников бойца, имеющего I группу инвалидности, находиться с ним в "Ясенках" совершенно бесплатно. Это может быть любой родственник по желанию пациента, но чаще всего, конечно, мать или жена. Родные всегда смогут рассказать врачу о состоянии бойца, его привычках и особенностях характера. Это помогает составить наиболее эффективный план лечения и реабилитации. И нельзя не признать: когда рядом постоянно находится близкий человек, восстановление раненого идет быстрее и легче. Кстати, пройти реабилитацию в "Ясенках" могут не только инвалиды боевых действий или участники СВО, получившие ранения, но и обычные жители с инвалидностью I и II групп, передвигающиеся на колясках, а также родственники погибших участников СВО.

Не маловато ли одних "Ясенок" на всю область?

Игорь Брынцалов: Почему одних? В Подмосковье 14 медучреждений, которые оказывают медпомощь нашим бойцам, шесть - по профилю медицинской реабилитации. Через несколько дней откроется еще один центр в Коломне, где бойцам будут помогать и с обеспечением протезами, и с адаптацией к ним. Ожидаем, что только в этом году реабилитацию в новом центре смогут пройти 500 человек.

Как попадают в центры? Участникам СВО нужно куда-то для этого обращаться?

Игорь Брынцалов: Недавно был запущен портал "Помощь рядом", там есть вся необходимая информация о том, как пройти реабилитацию в центре "Ясенки". Подать заявление можно самостоятельно на региональном портале госуслуг в разделе "Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании". Можно обратиться в фонд "Защитники Отечества". У участников СВО с инвалидностью есть персональные помощники, которые назначаются для решения любых вопросов. В том числе и для оформления льгот и выплат, подбора реабилитационного центра, заказа технических средств реабилитации. Также они составят индивидуальный маршрут до магазина или аптеки с учетом доступной среды, помогут в поиске работы и при необходимости в переобучении.

Игорь Брынцалов часто встречается с бойцами и их семьями. Фото: Пресс-служба Мособлдумы

Могут ли близкие родственники ухаживать за бойцами в качестве социальных работников?

Игорь Брынцалов: Да, в ряде муниципалитетов это возможно. В прошлом году в Подмосковье был запущен пилотный проект по системе долговременного ухода. В него вошли шесть городских округов - Орехово-Зуево, Егорьевск, Воскресенск, Мытищи, Долгопрудный и Лобня. Родственники бойцов могут пройти соответствующее обучение и официально трудоустроиться в социальном центре. Им назначат зарплату, будет идти рабочий стаж - и при этом они будут ухаживать за родным человеком.

Есть ли проблемы с обеспечением участников СВО техническими средствами реабилитации? Многим ведь необходимо сложное индивидуальное оборудование.

Игорь Брынцалов: Действительно, программы реабилитации у всех индивидуальные. И порой требуется время - до нескольких месяцев, - чтобы приобрести или изготовить ТСР под нужды конкретного человека. В этом году мы приняли закон, который дал право бойцам бесплатно пользоваться прокатными изделиями.

Напомню, что в Подмосковье в дополнение к федеральному перечню ТСР действует региональный, финансируемый из областного бюджета. И если человеку необходимо изделие именно из дополнительного регионального списка, но по каким-то причинам его покупка затягивается или бойца не устраивает то, что приобретается на госзакупках, можно оформить выплату на приобретение ТСР и купить его самостоятельно. Именно то, какое хотелось бы. Ходить для этого никуда не потребуется, выплата оформляется на региональном портале госуслуг.