Занимайте очередь: россияне ринулись скупать эти китайские машины

Несмотря на падение авторынка в мае к предыдущему месяцу, некоторые китайские модели показали двузначный и даже трехзначный рост реализации. И если для новинок он закономерен и обусловлен низкой базой, то прибавка продаж ряда лидеров рынка имеет более интересные причины.

Как говорится в исследовании "Открытие Авто" (входит в группу ВТБ), с которым ознакомилась "Российская газета", следуя тенденции падения продаж всего рынка, порядка двухсот китайских автомобилей в мае стали продаваться хуже, чем в апреле. Тем не менее нашлось более двух десятков машин из Поднебесной, которые нарастили объемы реализации. Причем у некоторых из кроссоверов (Changan CS95, Jaecoo J8), а также у седана DFM Aeolus Shine Max динамика оказалась трехзначной, еще у 13 моделей рост был двузначным.

В России официально вышел флагманский кроссовер Changan CS95
1/7
Фото: Пресс-служба Changan

Так, большой внедорожник Changan СS95 отметился в мае самой яркой динамикой роста продаж в 257%. Автомобиль появился в России летом прошлого года и уже осенью стал продаваться сотнями "штук" в месяц. Однако ближе к новому году и весной 2024-го дистрибьютор решил увеличить стоимость автомобиля сначала на 120 тысяч, а потом еще 200 тыс. рублей. В итоге минимальная стоимость CS95 превысила психологически высокую отметку в 4 млн рублей, продажи упали, а склад машин 2023 года выпуска оказался переполнен. Ситуация изменилась вслед за возможностью снизить цену до 3,35 миллиона за счет весомых поддержек F&I и trade-in.

В той же парадигме развивались продажи и поддержка еще трех моделей марки Changan, отметившихся в мае ростом. Это бестселлер бренда кроссовер СS55 (+82% к апрелю), лифтбэк Uni-V (+31%) и компактный "паркетник" CS35 (+7%). С той разницей, что они играют в более демократичных сегментах машин за 2-3 млн рублей и поэтому продаются в более весомых (иногда тысячами штук в месяц) объемах. Задача Changan на текущий год - войти в тройку самых продаваемых марок из Поднебесной, а значит, впервые продать в России более сотни тысяч автомобилей. Ради этого дистрибьютор будет вынужден делать всё, чтобы быстрее освобождать склады от машин 2023 года и заполнять их новым товаром.

Dongfeng Aeolus Shine Max
1/26
Фото: Пресс-служба Dongfeng

Оставив неудачные попытки продавать почти по 3 млн рублей модель со сложным названием DFM Aeolus Shane Maх (168 шт., +171%), "Моторинвест" пошел на прямое снижение прайс-листов. В мае появилась возможность приобрести этот вполне достойный седан среднего класса длиной 4,8 м и 190-сильным двигателем по цене 2,2 млн рублей. В итоге покупателям стало проще заметить, что "четырехдверка" от DFM ничуть не хуже уже известного прямого конкурента - Chery Arrizo 8.

Последний, в свою очередь, хотя и не сдал в мае позиций, но рост его продаж на фоне других машин в топ-20 сродни погрешности (+6%). То же самое справедливо в отношении кроссовера FAW Bestune T77 (+6%). С той оговоркой, что еще и абсолютные цифры продаж этого кроссовера остались очень скромными (116 шт.) - меньше, чем по одной "штуке" на салон.

Ценовое позиционирование Hongqi - придворной марки правительства КНР - почти не менялось. Однако в мае продажи седана бизнес-класса Hohgqi H5 подскочили до 369 машин (+78% к апрелю). Из них 286 автомобилей приобрели юридические лица. Похоже, что этап подготовки транспорта к экономическому форуму в Санкт-Петербурге, где Hongqi получала важное маркетинговое продвижение, прошел вполне успешно.

Серьезную поддержку дистрибьютора также на федеральном уровне, но уже в виде автопробега, "ударившего по бездорожью" от Москвы до Владивостока, весной имела марка Jetour. На продажах ее новинки - внедорожника T2 - это сказалось наилучшим образом (920 шт., +24%).

Jaecoo J8
1/34
Фото: Пресс-служба Jaecoo

Причины завидной для многих динамики кроссовера Jaecoo J8 (689 шт., +246%) - начальный этап построения бизнеса. В свою очередь, полюбившиеся в такси JAC J7 и Chery Tiggo 7 Pro Maх, новинки Geely (Okavango и Atlas) и SWM (G01F) отличились более скромной двузначной динамикой роста. Им пока не хватает известности, но по части техники и оснащения есть всё, чтобы продолжать наращивать темпы роста бизнеса.

Машины родственной Volkswagen китайской марки Jetta - кроссоверы VS-5 (108 шт., +14%) и седаны VA-3 (191 шт., +6%) - продаются уже второй год. Они продолжают попадать в нашу страну по параллельному импорту. Еще зимой дилеры завезли больше автомобилей, чем смогли реализовать, поэтому в мае на машины 2023 года можно было получить дисконт до 400 тыс. рублей. В свою очередь, Jetour X70 Plus (589 шт.) прибавил в мае 10% благодаря тому, что дистрибьютор увеличил с 200 до 350 тыс. рублей размеры поддержек.

Полюбившийся российским клиентам за оригинальную внешность, удобство посадки и щедрость оснащения кроссовер Haval Dargo (1 987 шт., +8%) также обеспечил себе в мае положительную динамику. Машины 2023 года всё еще можно приобрести за 2,45 млн рублей. Но даже у московских дилеров их осталось немного, а на всю Россию, судя по агрегаторам, чуть более 500 "штук". При этом подорожавшие на 140 тыс. рублей автомобили 2024 года стали мотивировать срочность покупки.

Haval Dargo
1/14
Фото: Юрий Зубко/РГ

Так или иначе, уровень узнаваемости конкретных китайских брендов, а тем более моделей в России остается по-прежнему низким. Особенно за рамками тройки марок, которые ведут бизнес в России более 10 лет (Chery, Geely и Haval). А значит, перераспределение клиентов от менее выгодных в моменте моделей к более привлекательным будет происходить и дальше. При этом, какова бы ни была динамика рынка в целом, на нем неизбежно будут появляться модели, которые краткосрочно будут показывать двузначный рост. В июне с учетом того, что бизнес подойдет к закрытию очередного квартала, таких машин наверняка будет больше.