В Воронеже впервые выступил старейший симфонический коллектив России

Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением народного артиста России Николая Алексеева побывал на XIII Платоновском фестивале. Коллектив, который два года назад отметил 140-летие, поразил воронежских меломанов отточенностью звучания.
Дирижер Николай Алексеев.
Дирижер Николай Алексеев. / Алексей Даничев/РИА Новости

По просьбе дирекции в программу вошла русская музыка первой половины ХХ века - та, что звучала или создавалась при жизни писателя Андрея Платонова. Римский-Корсаков, Глазунов, Шостакович - заслуженный коллектив России подобрал сочетание сказочной оперной классики. романтизма и драмы.

Искать параллели с творчеством самобытного прозаика в картинах из "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии", конечно, не стоит. Да и соотносить настроение молодого Шостаковича в Пятой симфонии (одной из визитных карточек ленинградского оркестра) с прекрасным и яростным миром платоновских персонажей музыканты не стремились. Впрочем, чуткий слушатель наверняка выстроил свой метасюжет на основе того, что прозвучало в этот вечер в Воронеже.

"Мы не думали о драматизме, просто старались сделать программу разнообразной и по характеру, и по почерку композиторов, - признался главный дирижер Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев. - Что касается Платонова… Мое поколение застало то время, когда его заново открыли. Мы тогда прочли и "Котлован", и другие произведения. Другое дело, что часто возвращаться к ним не тянет: они настолько глубокие, что ранят душу и тревожат".

Николай Геннадьевич признался, что с Воронежем для него связаны очень светлые воспоминания о молодости. В середине 1980-х здесь проходил конкурс дирижеров.

"Он был для меня первым, я вышел на сцену во фраке, наверное, в пятый или шестой раз в жизни… Тогда в жюри был Владимир Вербицкий (главный дирижер Воронежской филармонии. - "РГ"). Правда, он приехал поздновато - не был на первом туре, а во втором меня срезали. Зато вручили "Приз Надежды" от Союза композиторов Воронежа - деревянную подкову, которую я храню. Вообще в начале пути все концерты запоминаются. Я дирижировал в Воронеже еще пару раз. Здесь представлял, например, Третью симфонию Онеггера - очень интересную, но редко звучавшую в нашей стране. С тех пор люблю ее. И, к слову, в сезоне 2024/2025 она будет звучать у нас в Санкт-Петербургской филармонии", - рассказал Николай Алексеев.

Солист, скрипач Илья Козлов отметил, что для музыкантов и оркестра очень ценны поездки по России. В последние два года их стало больше, и в небольших городах публика порой удивляет не только горячим приемом, но и глубоким пониманием материала.

"Даже в Петербурге бывают моменты, когда зрители хлопают между частями произведения. При этом в регионах можно встретить дико просвещенную публику. Мы сейчас выступаем в таких местах, куда никогда в жизни бы не доехали - ни сольно, ни в ансамбле, ни в оркестре. Например, в Салехарде и Магадане. И это безумно интересно, потому что в Петербурге, Москве и городах-сателлитах мы все друг друга уже знаем, все переиграли, - пояснил Козлов. - А в новых местах люди принимают так, словно уже нас любят. Бывают города, где слушатель сразу же открывается, очень тепло реагирует, сразу вступает с тобой в незримый диалог. А бывает, что публика оба отделения сидит молча, держится, ты уже начинаешь сомневаться - вдруг им совсем не нравится… А в конце люди взрываются аплодисментами".

Для воронежских слушателей было интересно оценить звучание оркестра при немецкой рассадке (симфонические коллективы города используют другую, американскую). Бросилась в глаза и "немецкая" стройность движений музыкантов, синхронность движений, за которой стоит серьезная самодисциплина. Старейший оркестр России, который в 2008-м вошел в мировой топ-20 по версии журнала Gramofone, держит марку!

"Есть традиции, которые кроме как "на руках" передать невозможно, - подчеркнул Илья Козлов, который служит в Санкт-Петербургской филармонии с 2008 года. - Новичок приходит в свою группу оркестра, и те, кто сидит вокруг, старшие и опытные, влияют на него порой даже без слов - мимикой, жестами, какими-то стереотипными движениями. Могут и устно замечание сделать - в корректной форме, в шутливой манере, конечно".