Так что выдвинутый Израилем ультиматум в большей степени адресован Соединенным Штатам, которые в последнее время стали оказывать слишком сильное давление на официальный Тель-Авив.
Дело дошло до ранее немыслимого - планов Международного уголовного суда выдать ордера на арест министра обороны и премьера Израиля. Причем в Белом доме демонстративно отказались вводить санкции против судей МУС, которые буквально через неделю могут вынести обвинительный вердикт в отношении членов израильского правительства, не опасаясь реакции Вашингтона.
О том, что между США и Израилем пробежала "черная кошка", можно судить по эмоциональному обращению премьера Биньямина Нетаньяху. Тот, в частности, рассказал, что администрация США в последние пару месяцев отказывала его стране в поставках оружия и боеприпасов, и выразил надежду, что Байден изменит свою позицию. Такие публичные обвинения перед намеченными на конец июня дебатами между кандидатами в президенты США столь явно играют на руку Дональду Трампу, что не могли остаться в команде Байдена незамеченными. Как сообщили осведомленные израильские чиновники, представитель Белого дома назвал выдвинутые Нетаньяху обвинения "безосновательными и дерзкими". А пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сделала хорошую мину при плохой игре, заявив: "Мы понятия не имеем, о чем он (Нетаньяху. - Прим. ред.) говорит. Одна поставка оружия задерживается. В остальном все идет как обычно".
Однако теперь в Вашингтоне будут вынуждены реагировать на заранее озвученные Тель-Авивом планы новой ливанской войны. Причем у Белого дома не остается иного варианта действий, кроме недвусмысленной поддержки Израиля. Просто потому, что США внесли движение "Хезболла" в список террористических организаций и отказ Байдена поддержать израильскую операцию с высокой вероятностью лишит его шансов на переизбрание.
Предупреждение руководства Израиля о грядущей войне с "Хезболлой" и Ливаном в не меньшей степени ориентировано на население еврейского государства и тех оппозиционных политиков, которые рассчитывали на ускоренное проведение новых парламентских выборов. На днях военный кабинет Израиля распался после выхода из него двух министров, недовольных тем, как премьер Нетаньяху действует в секторе Газа. Вышел громкий скандал с выносом "грязного белья" на публику. В Тель-Авиве прошли антиправительственные демонстрации с требованием отставки главы правительства и приостановки боевых действий на палестинских территориях. Страна вновь оказалась расколотой в ситуации, когда управлять по-старому Нетаньяху уже не в состоянии и прежней единодушной поддержки у него больше нет. Опросы общественного мнения показали, что в случае досрочных парламентских выборов нынешний премьер потеряет пост. А к власти придут умеренные силы, настроенные на примирение с палестинцами.
Для Нетаньяху такой сценарий абсолютно неприемлем - он означал бы окончательный конец его политической карьеры и реальный риск оказаться на скамье подсудимых за преступления в Газе. Поэтому премьер настроен только на войну: ранее он даже запретил военным в секторе Газа делать гуманитарные паузы, чтобы тем самым дать передышку гражданскому населению. Дальнейшее выживание правительства Нетаньяху зависит от того, сумеет ли их лидер найти новую, объединяющую жителей еврейского государства идею и нового врага Израиля. Движение "Хамас" на эту роль больше не подходит. Тогда как столкновение с "Хезболлой" и Ливаном, напротив, вновь сплотит еврейское государство и даст шанс Нетаньяху остаться у власти в качестве военного руководителя.
Еще одна причина неизбежности конфликта связана с ранее проведенной Израилем масштабной мобилизацией и переводом экономики на военные рельсы. Боевые действия на палестинских территориях раскрутили военную машину Тель-Авива и создали у первых лиц еврейского государства впечатление, что они в состоянии раз и навсегда разгромить "Хезболлу" и обезопасить северные территории от нападений с территории Ливана. С 2000 года крупные столкновения между израильской армией и "Хезболлой" происходили три раза - в 2000, 2006 и 2010 годах. Однако ни в одном из тех противостояний Тель-Авив не смог одержать безоговорочную победу. Напротив, "Хезболла" каждый раз объявляла себя выигравшей стороной и быстро восстанавливала военный потенциал. "Израиль рискует столкнуться с полномасштабной войной, и "Хезболла" будет для него более сильным противником, чем "Хамас", - констатирует "Нью-Йорк Таймс". Американское издание напоминает, что у "Хезболлы" есть опытные бойцы и высокоточные ракеты, способные поражать цели глубоко внутри Израиля. Движение стало намного сильнее, чем в 2006 году, когда оно последний раз вело крупную войну с еврейским государством. Стремление Тель-Авива ослабить такого грозного противника, использовав нынешнюю отмобилизованную армию, объяснимо, однако реальные последствия такого конфликта и его длительность предсказать невозможно. О чем можно судить наверняка - израильские генералы не блефуют, когда заявляют о том, что оперативные планы наступательных действий в Ливане одобрены и утверждены.
Если очередная ливанская война начнется, Нетаньяху наверняка сохранит пост премьера. А у Байдена перед президентскими выборами в США не останется выбора, кроме как помогать Тель-Авиву, закрыв глаза на новые геополитические и репутационные потери, которые ждут Вашингтон. Ведь агрессия Израиля против Ливана неизбежно всколыхнет весь мир и затянет в новый конфликт гораздо большее, чем в случае с "Хамас", число внешних игроков.