19.06.2024 08:00
Поделиться

Численность стройотрядов растет за счет аграрных учебных заведений

2024 год для студенческих отрядов особенный - юбилейный. Российскому движению исполняется 65 лет, а омскому отделению - 60. За это время через отрядную школу прошли более 300 тысяч омичей.
Студенты Сибири работают на БАМе. Стройка - отличная школа жизни, говорят в РСО.
Студенты Сибири работают на БАМе. Стройка - отличная школа жизни, говорят в РСО. / Фото из архива РСО

Теперь, наравне с бойцами других регионов, им предстоит работать на БАМе, объектах "Росатома", на путине, предприятиях оборонного комплекса, в сельхозотрядах, детских лагерях, сфере туризма, сопровождать поезда дальнего следования. Впервые студенты начнут осваивать автосервис, а также восстанавливать пострадавшие от паводка поселки Усть-Ишима.

Несмотря на юный возраст студентов, среди них уже есть ветераны студенческого труда. "Для меня это уже четвертая целина, которую мы с отрядом проведем на БАМе, в Комсомольске-на-Амуре. Мы нацелены только на высокие результаты. Чтобы все понимали, что сибиряки качество гарантируют", - поделился планами командир ССО "Ракета" Асхат Ержанов.

Первыми к работе традиционно приступили проводники. Ребята активно подключились уже к майским пассажирским перевозкам, когда в течение двух недель наблюдался высочайший ажиотаж. Омское "подкрепление" на летний период составит тысячу человек, а всероссийское - 18 тысяч. То есть каждый четвертый проводник - студент. Помимо этого, ребята работают помощниками машиниста, монтерами пути, обходчиками, дежурными.

Сейчас РСО и РЖД в честь юбилея БАМа создали новый идеологический бренд "Люди дела".

Проект предполагает качественную интеграцию молодежи в отрасль, в нем задействованы почти 400 учебных заведений, не только профильных. "По-моему, это правильно. Я, если честно, всех будущих юристов, социальных работников, педагогов, управленцев отправлял в проводники. Это реальная возможность увидеть, как живет страна. Научиться разговаривать с самыми разными людьми, решать самые сложные вопросы. Поезд, в котором едут представители всех слоев населения, - уникальная школа жизни", - считает зампред правления РСО Алексей Потейко.

По словам штабистов, после пандемии численность стройотрядов стабилизировалась и начинает прирастать, в том числе за счет сельских учебных заведений. К трудовому семестру бойцы приступают подготовленными. Благодаря участию государства у студентов есть возможность бесплатно получить ту или иную рабочую профессию. Поэтому потребность в таких кадрах стабильно растет.

Тем не менее без проблем не обходится. Рынок труда становится дефицитным. Работодатели все активнее начинают перетягивать студентов на собственные объекты, предлагая более высокую зарплату.

"И речь идет не об отдельных бойцах, а о целых отрядах. В результате не только системно разрушаются многолетние наработки, традиции РСО, пропадает всякая романтика, но и оголяются целые участки. Сейчас, например, активно ищем замену структурно подготовленному отряду, направленному на Восточный полигон БАМа. Крупная нефтяная компания пообещала студентам заманчивые условия. И в последнее время с такими вопросами приходится сталкиваться все чаще", - говорит Алексей Потейко.

Сегодня средняя зарплата студентов-проводников и строителей стартует от 50 тысяч рублей в месяц

Сегодня стройотряды наполовину закрывают потребности рынка труда. Лучше дела обстоят с детскими оздоровительными лагерями. Благодаря госсубсидии на профобучение образовался пул вожатых, которых готовят не только профильные учебные заведения Омска, но и районов. Есть ветераны с "корочками" прошлого года, которые охотно работают с детьми, несмотря на относительно скромную оплату труда. Сегодня омские студенты обеспечивают кадрами и лагеря региона, и помогают Томску, Екатеринбургу, Крыму, Краснодару.

Помимо традиционных направлений появляются новые, например оборонный комплекс. Основу таких отрядов составляют студенты профильных вузов и ссузов. Бойцов по двум десяткам профессий сельхозпрофиля начал готовить Омский аграрный университет. Рабочие руки требуются пассажирским предприятиям, и, совместно с автотранспортным колледжем, омские штабисты открыли новое направление - автосервис.

Сейчас РСО завершает формирование большого сводного отряда, ориентированного на подростков, труд которых весьма востребован в крупных торговых сетях. И это тоже новый опыт. Комиссары стараются, чтобы объекты ретейла находились в шаговой доступности от дома юных тружеников. Минтруд организует школьникам дополнительные выплаты.

Заявок и от ребят, и от работодателей очень много. Омичи также вошли в пул регионов, получивших право трудоустраивать подростков в качестве дежурных на вокзале. Это пилотный проект РЖД, первый опыт. Но, поскольку это реальный запрос рынка труда, направление будет активно развиваться.

По словам специалистов, ситуация в сфере трудоустройства в последнее время меняется кардинально. "Оставаться в тени предприятиям уже становится невыгодно. Все, кто имеет дело с персоналом, - на белой стороне. Других вариантов не остается, корректных предложений много. Работодатели уже не отмахиваются от соискателей, дорожат репутацией, становятся сторонниками цивилизованных отношений. Поэтому и тема привлечения несовершеннолетних становится актуальной. И законодатели тоже сейчас обсуждают новые возможности. Грамотные решения в период отпусков позволят закрывать серьезные производственные объемы", - считает Алексей Потейко.

Созданный в Омской области три года назад стройотрядовский кол-центр уже дорос до федерального уровня. Сейчас штат увеличили втрое, но работы невпроворот. Это круглосуточные контакты с работодателями, учебными заведениями, профильными структурами, комиссарами, родителями. Где бы ни работали студенты: на БАМе, дальневосточной путине, космодроме, в туристическом комплексе Крыма, операторы держат с ними связь, координируют, помогают решать проблемы.

По данным РСО, сейчас средняя зарплата студентов-проводников и строителей стартует от 50 тысяч рублей. В сельскохозяйственных отрядах ребята зарабатывают от 45 тысяч, сервисных - от 35 тысяч рублей, медицинских и педагогических - от 25 тысяч, школьных - от 10 тысяч рублей. На дальневосточной путине - от 65 тысяч рублей.