И Нетаньяху, и Синвар в последние недели сталкиваются со значительным политическим и личным давлением, которое может влиять на принятие решений. При этом ни одна из сторон, похоже, не торопится идти на уступки друг другу, чтобы положить конец разрушительной восьмимесячной войне и освободить заложников, захваченных ХАМАС, пишет Associated Press. ХАМАС принял общую схему плана, но потребовал "поправок". Нетаньяху публично оспорил некоторые аспекты плана, хотя США представили его как израильский.
Едва ли не главным камнем преткновения является то, как перейти от первоначального временного перемирия на первом этапе соглашения к постоянному прекращению огня, включая прекращение боевых действий и полный вывод израильских войск из сектора Газа.
На протяжении всей войны израильского лидера критиковали за то, что он позволил политическим соображениям мешать ему принимать решения, отметили эксперты. Правительство поддерживают две ультранационалистические партии, которые выступают против соглашений о прекращении огня. Они предпочитают постоянное военное давление, чтобы попытаться победить ХАМАС и освободить заложников. Ультрарадикалы правого толка Итамар бен Гвир и Беналель Смотрич, министры правительства Нетаньяху, говорят о необходимости "поощрения" палестинцев покинуть Газу и восстановления израильских поселений, которые были демонтированы, когда Израиль ушел из сектора Газа в 2005 году после 38-летней оккупации. Сам Нетаньяху занял жесткую позицию в отношении прекращения огня, заявив, что не прекратит войну до тех пор, пока военные и управленческие возможности ХАМАС не будут уничтожены.
Между тем официальный представитель ЦАХАЛ контр-адмирал Даниэль Хагари в среду назвал военную цель Израиля по искоренению террористической группировки ХАМАС в настоящее время недостижимой, что, по-видимому, еще больше подчеркивает напряженность между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и высшими должностными лицами министерства обороны по поводу ведения войны в секторе Газа, сообщает Times of Israel.
"ХАМАС - это идея, ХАМАС - это партия. Это укоренено в сердцах людей: тот, кто думает, что мы можем уничтожить ХАМАС, ошибается", - сказал Хагари, также предупредив, что "если правительство не найдет альтернативы, он останется" в секторе Газа. В ответ офис Нетаньяху снова заявил, что кабинет безопасности "определил в качестве одной из целей войны уничтожение военного и управленческого потенциала ХАМАС".
Однако израильские правые загнали Нетаньяху в угол. Сторонники жесткой линии Бен Гвир и Смотрич пообещали свергнуть правительство, если будет заключено соглашение о прекращении огня. Уверенность в том, что они останутся у власти, усилилась после того, как центристский член военного кабинета Израиля, бывший военный руководитель Бени Ганц ушел в отставку из-за разочарования тем, как Нетаньяху справляется с конфликтом.
Помимо внутреннего давления, Нетаньяху пришлось столкнуться с требованиями администрации Байдена, которая продвигает предложение о прекращении огня, и семей заложников, считающих, что только сделка может освободить их близких. Десятки тысяч израильтян присоединились к массовым выступлениям в поддержку семей заложников. Протестующие время от времени вступают в столкновения с полицией, получившей от Нетаньяху карт-бланш на подавление провокаций.
Нетаньяху, отмечают аналитики, похоже, на данный момент встает на сторону своих крайне правых партнеров по правлению, зная, что они держат в руках ключ к его политическому выживанию, хотя он и говорит, что думает об интересах страны. Их уход из правительства может привести к новым выборам, которые могут положить конец правлению Нетаньяху, привести к расследованию неудач 7 октября, а также возобновить три громких дела о коррупции в отношении самого премьера. Расследование продолжалось на протяжении всей войны, но в последнее время внезапно исчезло из "общественного поля зрения". Соглашение о прекращении огня могло бы переключить внимание на обвинения, которые преследовали израильского лидера в течение многих лет и которые он категорически отрицает.
При этом политическая судьба Нетаньяху оказалась под ударом. Его общественная поддержка резко упала после внезапного нападения ХАМАС на юг Израиля, хотя со временем постепенно возрастала. Несмотря на то, что ему по-прежнему предстоит трудный путь к переизбранию, его не списывают со счетов.
"Он ведет войну так, как хочет, то есть очень медленно. Он выигрывает время", - сказал в интервью АР Гидеон Рахат, старший научный сотрудник Израильского института демократии. По его словам, Нетаньяху также стремится продолжить войну в надежде, что бывший президент США Дональд Трамп вернется в Белый дом, что, возможно, даст Израилю больше свободы действий в борьбе с ХАМАС. На фоне множащихся разногласий Нетаньяху в среду вечером призвал партнеров по правящей коалиции "взять себя в руки".
На этом фоне глава палестинской группировки в Газе Яхья Синвар также не торопится подписывать соглашение. Организатор нападения на Израиль 7 октября имеет особое мнение в этом вопросе.
У одного из наиболее радикальных деятелей ХАМАС, который десятилетия провел в израильских тюрьмах, у него есть свои стимулы продолжать войну, поскольку на кону находится его жизнь. Израиль поклялся убить его в ответ на октябрьское нападение, а Синвар, как полагают, скрывается глубоко в подземных туннелях Газы, окруженный израильскими заложниками.
Если перемирие будет заключено, Синвар пойдет на большой риск, выступив публично. "Думаю, он понимает, что сейчас он выступает в роли ходячего мертвеца. Но вопрос в том, как долго он сможет продержаться?" - отмечает АР Халед эль-Гинди, старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Института Ближнего Востока.
Помимо этого, Синвар стремится к уничтожению Израиля. Он добился политических выгод, наблюдая, как война наносит ущерб международному положению Израиля и усиливает поддержку Палестины. Израиль столкнулся с растущей международной критикой - со стороны своих западных союзников, со стороны международной системы правосудия, со стороны протестующих по всему миру - за свое поведение во время войны. Это усилило глобальную изоляцию Израиля, вызвало обвинения в геноциде против палестинцев и побудило прокурора Международного уголовного суда потребовать ареста израильских лидеров.
Вместе с тем простые палестинцы никогда не смогут простить ему такого "жертвоприношения": после нападения ХАМАС, вызвавшего кровопролитную военную операцию Израиля, погибли уже более 37 тысяч человек, большая часть из которых - женщины и дети, а еще тысячи погребены под руинами зданий в анклаве.
После окончания войны Синвар может столкнуться с некоторыми трудными вопросами: не только о его личной роли в нападении 7 октября, но и со стороны палестинской общественности, а также о полном масштабе разрушений военного времени и многолетнем процессе восстановления. При этом, отметили аналитики, Синвара не остановила высокая цена, которую палестинцы в Газе платят за войну. Он рассматривает ее как "неизбежную жертву на пути к освобождению".
Напряженность и хаос в коалиции в Израиле усилились в среду после того, как правящая партия "Ликуд" обвинила лидера "Оцма Йехудит" Итамара Бен-Гвира в разглашении государственной тайны. Это произошло после публикации сообщений о том, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху предлагал Бен-Гвиру информацию с конфиденциальных брифингов по вопросам безопасности в обмен на поддержку ключевого законопроекта.
По сообщениям местных СМИ, Нетаньяху предложил включить крайне правого министра в ограниченную группу министров, проходящих проверку безопасности в обмен на его поддержку спорного законопроекта, регулирующего назначение муниципальных раввинов. Законопроект в конечном итоге провалился, отмечает Times of Israel.
Бен Гвир неоднократно требовал включения в ныне не существующий военный кабинет, заявляя о своем желании быть среди тех, кто руководит принятием решений в войне. По оценке наблюдателей, Нетаньяху откровенно не доверяет ярому крайне правому министру и отказывается привлекать его к принятию таких решений.