Поделиться

Герой России Кобец рассказал о первом в истории катапультировании из вертолета

Экипажу разведывательно-ударного вертолета Ка-52 в составе командира Ивана Болдырева и штурмана Романа Кобца довелось первыми воспользоваться системой аварийного покидания своей машины. Они также стали первыми в истории людьми, катапультировавшимися из летящего вертолета.

"По сути, мы стали испытателями системы, - рассказал подполковник Кобец. Его слова приводит Минобороны РФ. - Удар, сильная вибрация, горят все табло. Сзади слышен голос ведомого: "По вам работают". Хотя по нам уже прилетело и мы это прекрасно понимаем".

Все происходило одновременно: вертолет начал заваливаться назад, сделался неуправляем и просто разваливался на части. Дальше лететь на нем было невозможно.

"Мы были в сознании, четко понимали, что происходит. За считанные секунды приняли решение. У всех возникает вопрос: кто первый дергал? Дергали оба. Это я точно знаю".

Вертолет Ка-52 прост в управлении. А система катапультирования - и того проще.

"Все, что требуется от летчика - дернуть ручку. Дальше вертолет все сделает сам".

Высота была метров 100. Когда оказались в воздухе, Болдырев успел подумать: "Блин, она работает!" - и тут же оказался на земле. По заметным куполам сразу начала работать украинская артиллерия. Летчики сбросили парашюты и отбежали в сторону. Вскоре их забрала группа эвакуации.

Сейчас оба летчика - Герои России, продолжают летать. А в первые дни СВО экипаж Болдырева и Кобца участвовал в высадке десанта на аэродром Гостомеля.

"Мы братские народы и я до последнего не верил, что что-то будет вообще. Но после того, как в ведущего полетела первая ракета, вариантов не осталось. Украину к этому готовили: многие годы, начиная с развала Советского Союза", - считает подполковник Кобец.

Тогда их Ка-52 тоже подбили. Машина благополучно приземлилась и воевала до последнего, прикрывая экипаж от вражеского огня.

"Превосходство у нас, но противник активно сопротивляется, поэтому расслабляться рано", - уверен Роман.