Концерты в формате опен-эйр стали привычным явлением для жителей Клина и гостей из столицы - и почти всегда погода к артистам была благосклонна. В этом году небесная канцелярия также сжалилась над публикой, и дождя на концерте-открытии не было. Учитывая, что накануне в Москве прошел сильный ураган, можно сказать, исполнителям и слушателям, сидящим под открытым небом, сильно повезло.
"Чайковский, как и Пушкин, - это наше все, и мы можем немножко похулиганить", - заявил художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет. В этом году программа юбилейного фестиваля включает симфонические и камерные вечера, музыкально-театральные спектакли, выступления лауреатов конкурса Чайковского, а также впервые здесь прозвучит джаз в исполнении Игоря Бутмана и фольклор в исполнении певицы Пелагеи.
Вечерние "посиделки" у музея-заповедника, окруженного соснами и липами, каждый год погружают в удивительную атмосферу, в которой творил Чайковский. А когда звучит его музыка - ощущение присутствия в той эпохе и в том времени лишь усиливается. Так и произошло на концерте-открытии, где камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением маэстро Башмета сыграли Серенаду для струнного оркестра. Пронзительный, сугубо романтический по характеру цикл был исполнен с вынужденной для опен-эйров подзвучкой оркестра, но явное усиление микрофонов не помешало насладиться гармоничным ансамблем подопечных Башмета.
Открытие смотра в Клину предварила церемония вручения премии губернатора Московской области одаренным детям: памятные призы вручал Василий Кузнецов, министр культуры области. Демонстрация такого признания отчасти перебросила мостик к выступлению любимца публики Дениса Мацуева. Народный артист России только что завершил свой конкурс юных пианистов Grand Piano Competition: стало известно, что один из лауреатов примет участие в фестивале в Клину. А пока свой мастер-класс по виртуозному исполнительству провел сам Мацуев, который пошутил, что если пойдет дождь, то он будет играть быстрее.
Нарушать заданные темпы не пришлось, и Третий концерт Бетховена предстал во всем своем великолепии. Мацуев и Башмет отлично чувствовали друг друга, понимали буквально с полузвука, а на бис, объединившись за роялем, в четыре руки выдали джазовую импровизацию на тему "Подмосковные вечера" - разумеется, под несмолкаемые овации публики.
Почетной гостьей концерта, давшего старт Десятому фестивалю искусств в Клину, также стала Симона Кермес. Немецкое сопрано не устает признаваться в любви русской культуре: часто приезжает с концертами в Москву и участвует в проектах Башмета. От посещения дома-музея Чайковского "королева барокко", как ее называют критики, осталась в полном восторге и по славной традиции фестиваля даже посадила на память белую махровую сирень. Чайковский, по словам Симоны, близок ей по духу и даже по своей любви к красивой одежде.
На сцену фрау Кермес вышла в пышном платье цвета фуксии - эпатаж всегда был и есть ее отличительной чертой. Впрочем, этот отчасти оперный образ соответствовал программе короткого выступления с барочными ариями Перголези, Броски и Генделя. Симона продемонстрировала филигранное владение голосом в высокой тесситуре и в подвижном темпе - прекрасно преодолела многочисленные фиоритуры и другие вокальные трудности, свойственные ариям XVIII века. При этом не стеснялась подбадривать публику и просить аплодировать в такт, как на поп-концертах. Полторы тысячи зрителей, закутанных в пледы и куртки, с удовольствием откликнулись на призыв немецкой гостьи: такой флешмоб, устроенный у дома Чайковского, напомнил чем-то знаменитое бетховенское "обнимитесь, миллионы".
Впрочем, поводов это сделать еще будет предостаточно. Впереди на фестивале Башмета в Клину ожидаются выступления солистов Большого и Мариинского театров, талантливой молодежи, читка пьесы Горького с Евгением Мироновым и Александрой Урсуляк и грандиозный фольклорный финал с русскими народными песнями в современных обработках.