Когда внезапно кончилось шоссе
Согласно данным официальной статистики аварийности по итогам 2023 года, как и в предыдущие годы, съезд с дороги вошел в тройку наиболее распространенных видов ДТП наряду со столкновениями транспортных средств и наездом на пешеходов. При этом такие происшествия отличаются наиболее высокой тяжестью последствий. Почему они происходят и как их избежать?
Всего в прошлом году зафиксировано 13 869 ДТП в результате съезда с дороги - это 10,5 процента от всех аварий. По сути, каждая десятая авария. На первом месте по частоте столкновения транспортных средств. Они составили 44,3 процента. Всего их зафиксировано 58 724. На втором месте - наезд на пешехода. Это 26,4 процента, или в численном выражении 34 944 аварии. Но при этом тяжесть последствий съездов с дороги гораздо выше, чем при столкновениях и наездах на пешеходов. По данным официальной статистики аварийности она составила 10,6. То есть в каждых 100 таких авариях погибает 11 человек. Для сравнения: тяжесть последствий при наезде на пешехода составляет 9,3, при наезде на стоящий транспорт, а также наезде на животное - 9, при наезде на препятствие - 8,6.
При этом в прошлом году количество таких аварий несколько выросло, правда, незначительно - всего на 0,6 процента. Хотя число погибших в них снизилось на 6,6 процента.
Как сообщил заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан, большинство таких автоаварий происходит с июня по октябрь. На этот период пришлось более половины ДТП и почти две трети - 61,9 процентов - погибших при съездах с дороги. То есть при хорошей погоде, когда длинный световой день. Кстати, две трети (66,6 процентов) съездов с дороги фиксируется в светлое время суток. Основные причины таких автоаварий - это неправильный выбор скоростного режима движения, а также нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части. По итогам 2023 года при съездах с дороги в большинстве случаев фиксировались неправильный выбор скорости (33 процента, или 8611 случаев). На втором месте среди таких ДТП выезд на полосу встречного движения (5 процентов, или 524 случая).
Съезды с дорог происходят как на прямых участках, так и на их искривлениях. Если говорить об авариях, которые произошли на кривой в плане, то тут причины очевидны. При движении по кривой, как правило, на высокой скорости, происходит частичный съезд транспортного средства на обочину и в дальнейшем неуправляемый снос либо занос. То есть здесь причина - неправильный выбор скорости движения водителем.
Если взять вторую группу ДТП - съезды, которые произошли на прямых участках дорог, то здесь не все так однозначно. Но механизмы вероятнее всего сходны. Водители выбирают неправильную скорость движения и возможна потеря управления из-за конструктивных особенностей автомобиля.
Усугубляется ситуация для водителя и пассажиров во время съездов неуправляемого автомобиля с проезжей части наездами на придорожные деревья, конструкции, а также многократными опрокидываниями. После происшествий такого характера водители и пассажиры получают ряд тяжелейших травм: открытые и закрытые переломы, ушибы и серьезные повреждения внутренних органов и головного мозга. А если водитель или его пассажиры не пристегнуты, то в таких ситуациях они просто вылетают из автомобиля, получая дополнительные более тяжелые травмы.
По словам тренера по контраварийной подготовке Марата Салахутдинова, большинство водителей едут по дорогам так, как разрешено. При этом им не важно, какая погода, какое дорожное покрытие, какая видимость. Это и становится наиболее частой причиной съезда с дороги. Кстати, несоответствие скорости конкретным условиям движения - самое распространенное нарушение. А по тяжести последствий занимает второе место.
- Асфальт ошибок не прощает, - поясняет тренер. - А на асфальте все мчат, потому что считают, что сцепление бесконечно. Самая частая ошибка, когда водитель, чтобы избежать столкновения, выезжает на обочину, а потом поворачивает руль, чтобы вернуться на дорогу. Как правило, такой маневр приводит к опрокидыванию автомобиля. Законы физики никто не отменял.
Довольно часто не самые опытные водители не учитывают особенности своего автомобиля. Даже на прямой дороге при высокой скорости машина может начать рыскать по дороге. При этом зацепить колесом за обочину. И в такой ситуации выправить движение будет очень сложно. В результате - опять съезд с дороги. Есть ли способы справиться с машиной в подобной ситуации?
Как утверждает Марат Салахутдинов, есть способ минимизировать последствия.
- В таких ситуациях надо тормозить на прямых колесах, а не пытаться вырулить, - говорит тренер. - Когда бороться с автомобилем уже бессмысленно, надо автомобиль направить просто по прямой. Прямой съезд с дороги будет более безопасным, чем попытки вырулить. Ведь в таком случае автомобиль не перевернется. Но даже в ралли опытные гонщики пренебрегают этим правилом. И это заканчивается трагически. Но лучший способ предотвращения таких происшествий - это минимизировать влияние водителя. А именно, обустраивать дороги инженерно-техническими сооружениями, например, барьерными ограждениями.
В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" автотрассы приводятся в нормативное состояние. Но, к сожалению, это требует большого количества средств и времени. Одномоментно везде навести порядок не получается. Именно поэтому треть таких происшествий, как съезд с дороги, сопутствуют недостатки организации дорожного движения. А именно отсутствие дорожных знаков или разметки. И если на большинстве федеральных дорог с этим все нормально, то на многих местных дорогах это действительно проблема. Едешь по дороге, и вдруг без всякого предупреждения она делает резкий поворот. Ощущение обычно такое, будто внезапно кончилось шоссе. Особенно если дорога незнакомая.
И все-таки, главной причиной остается человеческий фактор, в том числе элементарная усталость.
Примечательно, что почти две трети съездов с дороги (61,1 процента) происходит вне городов и населенных пунктов. При этом доля погибших в них несколько выше (63,7 процента). Среди всех автоаварий вне населенных пунктов съезды с дороги занимают второе место по массовости, на них приходится четверть ДТП (26,8 процента), и шестая часть погибших (16,7 процента). Тяжесть последствий вне населенных пунктов и непосредственно в них примерно одинаковая.
Впрочем, с начала года ситуация немного улучшается. "По итогам четырех месяцев отмечается снижение основных показателей аварийности по причине съезда с дороги. За этот период времени произошло 2688 ДТП, что практически на 12 процентов ниже аналогичного периода прошлого года. Число погибших в них сократилось на 7,6 процента, а раненых на 13,4 процента, что в абсолютных числах составило 376 и 3361 человек соответственно", - комментирует заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан.
Удельный вес таких ДТП за 4 месяца 2024 года составил 8,1 процента. Практически каждое двенадцатое ДТП произошло по причине съезда с дороги. Но расслабляться не стоит. Ведь пик аварийности еще впереди. Начинается сезон отпусков, многие поедут на отдых именно за рулем, причем на дальние расстояния. В Госавтоинспекции призывают не садиться за руль в утомленном и уж тем более в нетрезвом состоянии. По дороге останавливаться и отдыхать в специально предусмотренных для этого местах. Правильно и безопасно выбирать скоростной режим движения.
Да, есть такая поговорка: больше скорость - меньше ям. Однако и яма на дороге может стать причиной вылета с трассы. Например, потому что из-за удара о край ямы разорвет колесо. И, конечно, лучше избегать резких и неоправданных маневров на дороге, которые могут привести к сносу.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"