Это исторический рекорд, отмечает Максим Герасимов, директор по маркетингу международной аутсорсинговой компании DKRS. "По данным hh.ru, основной спрос на кандидатов сосредоточен в нескольких профессиональных группах: рабочий персонал, производство, сервисное обслуживание (37 процентов), продажи, обслуживание клиентов, розничная торговля (33,5 процента), строительство и недвижимость (14,7 процента). Работодатели из разных отраслей вынуждены конкурировать за одних и тех же людей на рынке труда", - говорит Максим Герасимов.
Больше всего востребован массовый линейный персонал: рабочие клининга складов, доставки. По конкретным специальностям - это комплектовщики, упаковщики, стикеровщики, грузчики, мерчендайзеры, кассиры, кухонные рабочие.
"Есть ряд причин востребованности в этих кадрах. Первая вызвана сезонностью - летом россияне уезжают на дачи или отдых, а линейный персонал уходит на подработку в сельское хозяйство. Повлияло и ужесточение миграционной политики - на рынке стало меньше мигрантов, а значит и рабочих рук. Еще один фактор, который имеет постоянное пассивное влияние на ситуацию - эхо демографической ямы девяностых. Нынешнее поколение людей 25-35 лет само по себе малочисленное, а это основной костяк рабочих", - отмечает Максим Герасимов.
Второй фактор - появление новых рабочих специальностей. Во время пандемии бизнес стал активно развивать службы доставки. Это привело к появлению новых профессий, например новая вакансия - комплектовщик. Такие рабочие сейчас востребованы даже больше, чем грузчики. "Мы столкнулись с ситуацией, когда потребности бизнеса в кадрах увеличились, а количество самих кадров осталось прежним или даже снизилось", - отмечает Максим Герасимов.
В России обостряется и кадровый дефицит в сфере авторемонта, предупреждает Дмитрий Демчук, гендиректор сети авторемонтных мастерских "КарданБаланс". "С уходом зарубежных компаний приходится расширять специализацию, обучать сотрудников и налаживать собственное производство. Это связано в том числе с появлением новых задач: в 2023 году клиентами авторемонтных мастерских стали владельцы военной и агропромышленной спецтехники. Для развития АПК многие компании закупили машины иностранного производства. Переход на отечественную спецтехнику будет постепенным, но для этого потребуется пять-семь лет. Вырос спрос и на автозапчасти, и мастеров по работе с полевыми комбайнами и грузовиками. Острый дефицит кадров в регионах", - говорит Дмитрий Демчук.
Больше всего автомастерские нуждаются в мастерах-приемщиках, токарях, фрезеровщиках, конструкторах-технологах и толковых слесарях. "Для легковых авто еще можно найти мастера, для сельхозтехники - уже сложнее. Мы упростили задачу: вместо того, чтобы искать опытного ремонтника на большую зарплату, обучаем начинающих мастеров внутри компании. Вполне реально из подмастерья стать ведущим специалистом за год", - полагает Дмитрий Демчук.
Также есть квалифицированные мастера, которые на одной должности работают 7-10 лет. Эквивалентную замену им найти сложно, поэтому задача руководства - их удержать. Важна конкурентная по рынку зарплата. Индексация окладов просто необходима в связи с резким ростом инфляции. Нагрузка в летний сезон растет, и за этот период лучше заранее предусмотреть премии для сотрудников, отмечают эксперты "РГ".
Что касается востребованных рабочих профессий в ближайшем будущем, то вырастет спрос на специалистов в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, электроэнергетики, нанотехнологий, финансового сектора, строительства и образования, прогнозирует Татьяна Борзенкова, руководитель клиентского отдела сети пансионатов для пожилых людей "Теплые Беседы".
"Образованию будущего предстоит преодолеть множество препятствий. Исследования все чаще указывают на формализацию знаний, недостаточное финансирование и низкую мотивацию учеников. К проблемным факторам можно также отнести старение учительского корпуса и некачественную подготовку будущих педагогов. Рынок труда постоянно меняется, и программам обучения сложно успевать за этими изменениями", - предупреждает Татьяна Борзенкова.