ЕГЭ - это экзамен равных возможностей
Профессор Амиров: ЕГЭ становится для ребят из простых семей социальным лифтом
ЖУРФАК УрФУ/ vk.com
Средний Урал бьет рекорды по результатам ЕГЭ. Средства массовой информации с восторгом пишут о том, что больше двухсот выпускников школ показали "стобалльные" результаты, 12 получили по заветной "сотне" на двух экзаменах, а девушка из Новоуральска продемонстрировала удивительный уровень подготовки - 300 баллов в трех экзаменах. По литературе, а также русскому и английскому языкам.

Многие из "стобалльников", по опросам СМИ, заявляют о желании поступать в столичные вузы, открывающие перед ними большие, на их взгляд, перспективы.

Тут есть над чем поразмышлять…

Те, кто критиковали и продолжают критиковать ЕГЭ, оказались, со всей очевидностью, не вполне правы. Высокие результаты предоставляют юношам и девушкам возможность претендовать на бюджетные места в лучших вузах страны - одно только это обстоятельство уже является сильнейшим аргументом за то, чтобы ЕГЭ остался в системе среднего образования.

Нужно также признать, что идеальной формулы проверки знаний выпускников не существует в принципе. Вступительные экзамены, принимаемые преподавателями университетов и академий, как это было в еще недавние времена, тоже хромают на объективность, потому что здесь непременно присутствует человеческий фактор. Стрессовый компонент в них никак не ниже, а скорее, выше, чем в Едином государственном экзамене, когда выпускник школы сражается с заданиями, изложенными на бумаге.

Единый государственный экзамен становится для ребят из простых, среднеобеспеченных семей социальным лифтом, открывающим перспективы учиться в крупных городах и получить престижную, высокооплачиваемую работу. Говоря шире, ЕГЭ - это, в общем-то, экзамен равных возможностей.

Публикации СМИ показывают, что успеха добиваются не только и даже не столько те, кто могут позволить себе репетиторов, но и просто упорные и трудолюбивые, нацеленные на успех. Именно такие и станут вскорости руководителями трудовых коллективов, исследователями или амбициозными предпринимателями.

Пожалуй, единственным, но важным исключением являются специальности, где ЕГЭ решает не все. Эти специальности - творческие. Там, где вместе со знаниями нужна искорка, которая дается не каждому. И здесь следует поощрять творческие факультеты и вузы, организующие разного рода профильные олимпиады для того, чтобы отобрать потенциально своих, одаренных и способных воспринимать то, что не поддается иногда законам логики.

В остальном же можно осторожно говорить об успехе Единого государственного экзамена. Организация которого, разумеется, нуждается в постоянном совершенствовании и контроле. Что же касается стресса, то вряд ли мы можем уберечь от него новое поколение, что называется, начисто. Да и нет в этом никакой необходимости.

В конце концов, ЕГЭ - это еще и экзамен на взрослость…

Валерий Амиров
доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета
Поделиться