"В общем чате многоквартирного дома произошла ссора между одним из проживающих С. и супругами А., являющимися сотрудниками товарищества собственников недвижимости, - рассказывают в Первом кассационном суде общей юрисдикции. - В переписке С. написал оскорбительные сообщения с использованием нецензурных выражений о нецелевом расходовании супругами А. средств товарищества на собственные нужды".
В общем, вполне житейская история. Место действия: одно из ТСН города Бор Нижегородской области. Но так ли уж важен конкретный адрес? Подобные драмы разворачиваются в режиме онлайн, пожалуй, везде. Читайте во всех домовых чатах страны.
Как рассказал в суде жилец - автор горячих выражений, он никого не хотел оскорбить. Мол, просто хотел привлечь внимание собственников дома к существующим проблемам.
А то, что "привлекать внимание" пришлось с помощью матерных выражений, так здесь ничего не поделать: какие проблемы, такие и слова.
"Сообщения, которые он писал в данной группе, касались неудовлетворительной работы по обслуживанию многоквартирного дома, - пересказывают в суде слова гражданина. - Переписка не нацелена на личностное оскорбление, в ней высказывались претензии к А. как управляющему ТСН".
Однако супруги А. сочли, что "негатив был достаточно "жесткий" и в нецензурной форме", и подали в суд иск о защите чести и достоинства. В частности, их задели обвинения в том, что они якобы получают две зарплаты, а также тратят средства ТСН на собственные судебные процессы.
"Судом первой инстанции была назначена судебная лингвистическая экспертиза, в результате которой установлено, что в сообщениях С. содержится негативная информация в форме утверждений об истцах с применением в отношении А. отдельных выражений, обладающих признаками нецензурной брани", - рассказывают в Первом кассационном суде общей юрисдикции.
Поскольку ответчик выразил свои утверждения в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истцов, вместе с тем не представил суду доказательств того, что факт нецелевого расходования средств из бюджета товарищества имел место в реальной жизни, суд взыскал с С. в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 30 тысяч и 20 тысяч рублей. Кроме того, на мужчину возложена обязанность опровергнуть ложные сведения тем же способом в общем чате многоквартирного дома. Так что в ближайшее время в домовом чате должны появиться признания в том, что человек наговорил лишнего и его слова - сплошная неправда. За подписью соседа. Если не сделает сам по доброй воле, то судебные приставы найдут убедительные доводы для него. И он напишет.
Пример супругов А. должен стать другим наукой. Терпеть выходки соседей в групповых чатах необязательно. За необоснованные обвинения и грубую брань можно взыскать крупную сумму с оскорбителей. Заодно все соседи увидят, кто честный человек, а кто - хам.
Что важно: истцы, пострадавшие от горячих слов, не обязаны доказывать, что прозвучала неправда. Для иска достаточно самого факта, что слова прозвучали и они вас порочат. А уже ответчику тогда придется доказывать, что рассказал только правду и ничего кроме правды. Более того, ранее Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении о компенсации морального вреда сделал специальное разъяснение: назначить компенсации морального вреда можно даже в том случае, если суждения были оценочные, то есть их автор высказывал мнение, но высказывал в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истца. Иными словами, вы можете думать о других все, что угодно, но высказывать мнение надо корректно.