04.07.2024 14:07
Поделиться

Магомед Оздоев: У нас любят принижать своих игроков. Это очень плохая практика

Футболист ПАОК Магомед Оздоев поделился впечатлениями от игры в другой стране
Бывший полузащитник "Локомотива", "Рубина" и "Зенита" Магомед Оздоев - один из немногих россиян, стабильно выступающих в Европе. В дебютном сезоне в греческом ПАОКе он стал чемпионом страны и уже в следующем году примет участие в Лиге чемпионов.
Антон Денисов/РИА Новости

В интервью "РГ" Оздоев поделился своими впечатлениями от игры в другой стране, объяснил, почему грядущий переход голкипера "Краснодара" Матвея Сафонова в "ПСЖ" станет большой рекламой нашему футболу и почему РФС не стоит переезжать в Азию.

Чемпионство в Греции, тепловой удар в Краснодаре

Вы впервые стали чемпионом за границей. Какие ощущения?

Магомед Оздоев: Это мой первый такой опыт, волнительный. Был тяжелый, очень насыщенный чемпионат. Приятно было стать первым. В итоге все закончилось так, как мы хотели. Если сравнивать с чемпионскими титулами с "Зенитом", то золото в Греции напомнило мне первую победу с питерским клубом.

Но зенитовцы уже давно не знают конкуренции в России, а ПАОК пять лет не был чемпионом. Тем ценнее нынешний успех?

Магомед Оздоев: Всегда легче психологически и морально выигрывать досрочно. Когда все висит на волоске - это тяжело. Да, эмоции круче, чем когда мы с "Зенитом" брали золото за 5-6 туров до конца, но зато сколько нервов было затрачено.

А до сезона какие задачи ставились перед ПАОКом?

Магомед Оздоев: Самые высокие, как и перед любым топ-клубом. При этом нужно понимать, что в Греции на чемпионство претендуют плюс-минус четыре команды. Но и клуб, и я лично, мы ставим перед собой только максимальные задачи. Где бы я ни играл - хочу побеждать. У меня так с детства, хотя первый титул с "Зенитом" взял только в 27 лет. Хотя до того были шансы завоевать трофей с "Локомотивом".

У ПАОКа темпераментные болельщики. Отмечали с ними золото?

Магомед Оздоев: В Салониках город пылал. Для людей это было большое событие, мы были безумно рады. Праздновали победу до 8 утра, никто не спал. Сразу после матча поехали на домашний стадион, и арена вся была заполнена. Потом уже по Салоникам ездили на автобусе, до 5 утра отмечали с болельщиками, после чего чуть-чуть посидели с парнями.

В Салониках узнают игроков?

Магомед Оздоев: Город живет футболом, они знают всех ребят. Понятно, когда что-то идет не так, результаты не те, болельщики могут вспылить, но это нормальная ситуация.

В Греции есть ТВ-программы о футболе, как у нас, в России?

Магомед Оздоев: Не знаю. Я греческий не знаю, не читаю новости. Тяжело ответить.

Язык не учите?

Магомед Оздоев: Знаю несколько фраз, слов, но с преподавателем не занимался. Планирую в дальнейшем.

Кто самый принципиальный соперник ПАОКа?

Магомед Оздоев: Из топов - "Олимпиакос". Если из середняков, то "Арис".

Вы как-то говорили, что тяжело привыкали в Турции, когда играли за "Фатих Карагюмрюк", к изнуряющей жаре. Но в Греции ведь наверняка та же погода. Адаптировались?

Магомед Оздоев: В Греции такая же жара. Тяжело мне, до сих пор не привык. Никогда не любил играть под палящим солнцем, в России в том числе. Помню, я за "Зенит" как-то вышел в гостях против "Краснодара", и получил солнечный удар. Пришлось менять меня в перерыве. После 30-й минуты даже не помнил, где я, что происходит. Когда из подтрибунного помещения, где есть кондиционеры, появляешься на газоне в такую жару, оказываешься словно в котле. Как будто вышел из ледяной воды в баню. Вот такое состояние. Мне лучше в дождь играть, либо когда прохладно. Идеальные условия для футбола.

Салоники - небольшой город, а вы раньше жили в Москве, Санкт-Петербурге. Больше по душе мегаполисы?

Магомед Оздоев: Да, хотя везде есть свои плюсы и минусы. В Салониках приятно: хорошая погода, все близко, есть русские ресторанчики, магазины. Но я пока мало изучил город, времени не было. У нас много игр, перелеты, переезды.

В Греции выступает еще один россиянин - голкипер "Панатинаикоса" Юрий Лодыгин. Его недавно вызвали в сборную спустя восемь лет. Не удивились?

Магомед Оздоев: Нет. Лодыга провел хороший сезон в "Панатинаикосе", он высоко тут котируется. Думаю, Виталий Кафанов (тренер вратарей в сборной России - прим. "РГ") не просто так его вызывает. Кафанов - сильнейший специалист в этой области в России, его мнению можно доверять.

За сборной слежу, в Азию переходить не стоит

Сами еще надеетесь вернуться в сборную?

Магомед Оздоев: Не думал об этом. Считаю, пока нет официальных турниров, логичнее вызывать молодых, которые будут готовы, когда нас вернут.

Следите за играми национальной команды?

Магомед Оздоев: Конечно. Это наша национальная сборная, моя родина - интерес к ней всегда есть.

Вопрос, который по-прежнему актуален: стоит ли нам переходить в Азию, или лучше остаться в УЕФА?

Магомед Оздоев: Руководители нашего футбола лучше ответят на этот вопрос. Не могу сказать, какие плюсы или минусы от возможного перехода в Азию.

Назвать их?

Магомед Оздоев: Давайте.

В Азии развивается футбол, три сборные из этой конфедерации вышли в плей-офф на чемпионате мира-2022, в первенстве тоже Саудовской Аравии выступает много звезд. Разве этого мало?

Магомед Оздоев: Вы должны понять…Посмотрите на картину целиком. Да, есть клубы из Саудовской Аравии "Аль-Наср", "Аль-Хиляль". Ну и дальше что? А вы задумывались о логистике, какие там призовые? Лететь по 8-9 часов на матч, тратить деньги на перелеты и проживание, чтобы потом уйти в минус? Ну и какой от этого толк для условных "Зенита", "Спартака", "Локомотива", ЦСКА и "Динамо"? Вы задавались этим вопросом?

Да. В УЕФА бонусы за выступление на турнирах больше - согласен. Но зато в Азии будет игровая практика, а сейчас непонятно, когда нас вернут в УЕФА.

Магомед Оздоев: Но уровень футбола ведь не будет подниматься от того, что ты играешь в Азии. Против кого мы там будем выступать? Кто там есть? Саудовская Аравия - хорошо. Но, при всем уважении, когда у тебя в соперниках клубы из Узбекистана или Таджикистана, вряд ли ты будешь прогрессировать. Этот уровень ниже не то что еврокубков, а российской Премьер-лиги. Мое мнение - нужно думать не только об игре, но и о финансовой составляющей. Ты должен содержать клуб, ты не можешь потратить кучу денег и уйти в минус.

Если брать за скобки голкипера сборной Матвея Сафонова, который перешел "ПСЖ", к нашим игрокам нет интереса из топ-лиг. Почему?

Магомед Оздоев: Просто есть стереотипы о российских футболистах. Я сам на себе это ощутил за последние два года.

Можете конкретизировать?

Магомед Оздоев: Есть много нюансов: как в быту, так и на поле. У них совсем другая культура. Она не хуже и не лучше, просто она отличается. И у них есть определенные стереотипы о нас. Но когда они следят за тобой на протяжении 1-2 лет, и видят, что ты адаптировался к местным условиям, то начинают относиться иначе. А то, что Сафонов перешел в "ПСЖ" - это супер, это просто вау!

А ведь кто-то говорит: "Зачем Сафонову "ПСЖ"? Он там будет сидеть на лавке".

Магомед Оздоев: Так рассуждают завистники. "ПСЖ" - это мировой бренд, топ-команда, которая бьется за победу в Лиге чемпионов и во всех остальных турнирах. О чем тут можно думать?

Сафонов - крутой вратарь. Он станет первым номером в "ПСЖ"

Не были удивлены, что парижане интересуются Сафоновым?

Магомед Оздоев: Нет. Матвей - отличный игрок, относительно молодой для вратаря. Он надежный. Давайте будет честны - посмотрите, какие голкиперы у топ-клубов. Там нет прямо фантастических вратарей, такими, какими раньше были Оливер Кан, Икер Касильяс. Сафонов способен быть основным в "ПСЖ". Просто у нас любят принижать своих футболистов. Это очень плохая практика. Я в Турции пересекался с ребятами, которые играли в Англии, Италии. И могу сказать, что у нас есть намного круче ребята.

Но почему тогда так мало наших в топ-лигах?

Магомед Оздоев: Здесь играет роль паспорт. Мы попадаем в категорию лимитчиков вместе с парнями из Африки, Южной Америки. Если ты не из стран ЕС, то тебе сложно закрепиться в европейском клубе. Там очень большая конкуренция. Возьмите ту же Англию: чтобы получить рабочую визу, ты должен сыграть определенное количество встреч за сборную и так далее. Куча условий. А так у нас крутые парни, просто нужно иметь терпение. Когда к нам приезжают иностранцы, ваши коллеги орут повсюду, что им нужно время на адаптацию, у нас чемпионат такой сякой… А почему когда наш парень уезжает в Европу, все сразу же ждут от него голов и передач? Ему что, время на то, чтобы привыкнуть к новым реалиям, не нужно?

Нужно. Тот же Арсен Захарян забил всего один мяч за весь сезон в испанском "Реал Сосьедаде".

Магомед Оздоев: Зато сколько матчей он провел? Мне кажется, за 30. Это же здорово. Арсен не мог приехать туда и сразу выдавать концерты. В таком случае его трансферная стоимость равнялась бы 200 миллионам, и "Сосьедад" заплатил бы за него "Динамо" в десятки раз больше. У Захаряна все хорошо. Он молодой парень, ему нужно адаптироваться к климату, погоде, коллективу, языку, питанию, тренировочному процессу. На это нужен минимум год, полтора может. И в "Сосьедаде" это прекрасно понимают. В своих нужно верить, а не топить. Надо радоваться, что Сафонов переходит в "ПСЖ", а не рассуждать о том, будет ли он там в старте или нет. Кто вообще сказал, что он в Париже будет вторым номером? Такой клуб просто так никого не берет. Если бы они видели в нем третьего вратаря, то не взяли бы. В таких случаях лучше поднять из академии какого-то своего воспитанника.

Сафонов сильнее итальянца Джанлуиджи Доннаруммы?

Магомед Оздоев: Речь не об этом. У нас почему-то думают, что раз Сафонов едет в "ПСЖ", то должен сразу занять место в рамке. Может, так и будет, может, нет. Для меня лично нет разницы, сразу он заиграет или нет. Главное - Сафонов в "ПСЖ". Это суперкруто. И его туда пригласил один из лучших тренеров мира Луис Энрике. Ему там никто сверху не сказал: "А давай-ка возьмем Сафонова". На таком уровне подобные вещи невозможны. Это вон в любительской лиге что-то такое может быть, но не здесь.

Магомеда Оздоева хорошо помнят болельщики "Зенита", в составе которого игрок становился чемпионом России по футболу. Фото: GettyImages

Давно за наших игроков не платили 20 миллионов евро. Да еще и за вратаря…

Магомед Оздоев: Если бы я был президентом клуба, и к моему игроку возник интерес от "ПСЖ", я бы и за миллион его отпустил, сам бы его упаковал и отвез туда. Это же так круто для "Краснодара" - вы заработаете столько денег за своего воспитанника. Значит, у вас верно выстроена работа в академии. Назовите хотя бы одну команду в России, которая продала своего игрока в "ПСЖ" или в другой гранд? Их по пальцам одной руки можно пересчитать.

В 2009 году "Зенит" продал Андрея Аршавина в лондонский "Арсенал".

Магомед Оздоев: Да, было такое. Динияр Билялетдинов ушел из "Локомотива" в английский "Эвертон".

Но все же "Эвертон" вряд ли можно назвать грандом.

Магомед Оздоев: Почему это? По английским меркам это топ-клуб. "Бернли", "Норвич" - это второй эшелон, а "Эвертон" известная команда.

"Краснодар" должен отпустить Эдуарда Сперцяна? Им интересуются в Италии, Германии.

Магомед Оздоев: Если будет такая же ситуация, как с Сафоновым - то конечно. Мне приятно, когда наши ребята уезжают в топовые европейские лиги.

"Динамо" изменило себе, и потому не стало чемпионом

Давайте немного о Премьер-лиге. Смотрели матчи последнего тура, в которых решалась судьба золота?

Магомед Оздоев: Конечно. Одну игру смотрел на айпаде, вторую - по телевизору.

Полагали, что "Зенит" станет чемпионом в такой невероятной концовке?

Магомед Оздоев: Я знал это, понимал, что "Зенит" дожмет "Ростов" и возьмет свое. У команды есть чемпионский дух. В определенные моменты, когда тяжело, питерцы умеют переворачивать ситуацию в свою пользу.

Может как раз этого духа и не хватило "Динамо"?

Магомед Оздоев: Просто они решили играть на результат и не получили то, чего хотели. Мое мнение - надо было действовать агрессивнее, как они привыкли. В таком случае "Динамо" ничейку бы захватило.

Гегемония "Зенита" - это хорошо или плохо для РПЛ?

Магомед Оздоев: А что в этом плохого? Пусть другие подтягиваются. "Зенит" же не виноват в том, что конкуренты не могут его обогнать. Пусть дают бой. В мое время те же "Локомотив" и "Краснодар" всегда боролись с нами, просто мы в конце отрывались от них и досрочно становились чемпионами. Нужно понять одну вещь: ты завоевываешь титул не в матчах с топ-командами, а против середняков.

В "Зените" почти все игроки бразильцы, либо из Южной Америки, россиян мало. Это нормально?

Магомед Оздоев: Если ты выигрываешь конкуренцию - ты будешь играть. Все просто. Я был в "Зените" почти пять лет, и за это время Богданович (Сергей Семак - главный тренер "Зенита") брал на каждые сборы кучу молодых ребят. Не одного-двух, а по 4-5 человек. Они проявляли себя в межсезонье, но по ходу чемпионата сбавляли обороты, либо у некоторых была завышенная самооценка. Были те, кто думал: "Я должен попадать в основу". Ну хорошо - так докажи это. Тренер не враг себе. У меня у самого были ситуации, когда меня не ставили. С возрастом понимаешь: какие бы у тебя ни были отношения с наставником или руководством, тренер вредить себе не будет. Если ты готов и сильнее - тебе найдется место на поле. Никто из молодых в "Зените" эту конкуренцию не выигрывал, хотя были и талантливые, одаренные парни.

Выходит, бразильцу не надо объяснять, какие в команде требования, а нашим надо? Или они просто талантливее?

Магомед Оздоев: "Зенит" берет уже готовых футболистов.

Не совсем. Тот же Педро приехал в команду будучи 17-летним парнем, который только начал путь в большом спорте.

Магомед Оздоев: Ну хорошо, но вы можете назвать среди россиян игрока такого же уровня, как Педро? Вот прямо сейчас, в его возрасте.

Плюс-минус Сергей Пиняев из "Локомотива", хотя он сильно сдал в последнее время. Согласны?

Магомед Оздоев: Вы одного только игрока назвали, так? Хотя тоже: Пиняев еще молод, может набрать. Да и тот же Педро я бы не сказал, что он является футболистом стартового состава "Зенита".

Какие у вас планы на будущее? До какого года у вас контракт с ПАОКом?

Магомед Оздоев: Соглашение с клубом до лета 2025 года, который может быть продлен еще на сезон. Меня устраивает положение в команде, мы чемпионы. Задача - сыграть в Лиге чемпионов. Как потом все сложится, не могу загадывать, в жизни всякое бывает. Но пока мне здесь нравится, в Греции.