04.07.2024 17:00
Поделиться

Стало известно, что "подкосит" спрос на автомобили в России

Продажи автомобилей третий месяц подряд "сбавляют обороты" - в прошлом месяце они оказались даже хуже, чем в "праздничном" мае. Однако недавнее ужесточение условий автокредитования и возможное повышение ключевой ставки могут еще больше усугубить ситуацию на российском авторынке.
РИА Новости
Авторынок идет на снижение

По итогам июня россияне приобрели около 124,4 тыс. новых автомобилей, что на 51% выше показателя годичной давности, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Стоит отметить, что данный результат оказался на 2% хуже мая, несмотря на то, что в последнем месяце весны было меньше рабочих дней из-за длинных майских праздников.

В целом отрицательная динамика продаж от месяца к месяцу фиксируется начиная с апреля, и обусловлена она тем, что потребители спешили совершить покупку в предыдущие месяцы, опасаясь роста цен после введения с 1 апреля новых правил расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Всего с начала года реализация легковых машин в России составила 719,3 тыс. единиц - на 79% больше, чем в январе-июне 2023-го.

Что касается марочной структуры продаж, первенство на российском авторынке удерживает марка Lada, чья реализация в июне выросла на 44% до 34,2 тыс. машин. Лидером среди иномарок остается китайский Haval с показателем 15,2 тыс. проданных автомобилей (+84%). Третье место занимает Chery, реализовавшая около 13,6 тыс. своих машин (+35%). Далее следует Geely - автомобили этой марки выбрали 11,1 тыс. покупателей (+61%). Замыкает Топ-5 российского авторынка по-прежнему Changan, чьи дилеры реализовали почти 10,1 тыс. машин (рост в 2,9 раза).

Как говорит коммерческий директор сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский, рынок июня демонстрирует стабилизацию, даже наличие очередных санкций не повлияло на спрос и изменение цен - ситуация в автомобильном сегменте продолжает быть устойчивой. При этом информация об изменении кредитных условий, а также окончание госпрограммы подстегнули потребителей активизироваться на последней неделе месяца, что, в свою очередь, вызвало некоторое падение спроса в начале июля.

"Я вижу некоторое насыщение рынка, и это наравне с периодом отпусков может негативно сказаться на спросе в июле. С другой стороны, отмена льготной ипотеки может сместить вектор покупательской активности с недвижимости в сторону приобретения более доступной собственности - автомобиля", - рассуждает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич.

Не попасть в долговую яму
Фото: РИА Новости

Между тем, Центробанк ужесточил условия выдачи автокредитов, которые остаются одним из основных драйверов российского авторынка, несмотря на высокие процентные ставки. Так, с 1 июля регулятор установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%, то есть для тех заемщиков, у которых оплата займа составляет свыше половины их ежемесячного дохода. Поскольку надбавки увеличивают нагрузку на капитал банка при выдаче кредита, некоторые финансовые организации уже начали корректировать процентные ставки в сторону увеличения.

Как полагает директор по продажам и маркетингу "Санрайз Групп" Михаил Попов, для клиентов, чья кредитная нагрузка оценивается как приемлемая, процентные ставки не вырастут, а вот для тех, кто сильно закредитован, со стороны банка будет озвучиваться процентная ставка согласно особой шкале расчета и может достигать 25, 30 и даже более процентов.

"После того, как механизм заработает в полную силу, доля кредитных сделок может сократиться на 15-20%, но тут будут играть важную роль уровень поддержек от импортеров и дополнительные выгоды от самих дилеров", - отмечает эксперт.

По мнению Андрея Терлюкевича, вводимые Центробанком ограничения по автокредитованию негативно скажутся на динамике рынка и сильнее всего могут ударить по недорогому сегменту (до 2 млн рублей) и малообеспеченным покупателям. В этом сегменте доля автокредитования может сократиться на 10-15%. В свою очередь, возможное повышение ключевой ставки также отразится на спросе - потенциальные клиенты выберут депозиты, чем покупку автомобиля.