Дмитрий, бывший собровец и выпускник Омского танкового училища, исполняет свой воинский долг на спецоперации - по контракту. Он профессиональный военный. Дома его очень ждут супруга Валентина и две дочки - Варвара и Ярослава. А еще - длящийся несколько лет судебный процесс о праве проживания в квартире по улице Богдана Хмельницкого. Он приостановлен судом до тех пор, пока Смердов не вернется домой. Так велит закон.
- В соответствии со статьей 215 ГПК РФ суд обязан приостановить производство по делу, если гражданин участвует в боевых действиях в составе Вооруженных сил Российской Федерации, - объясняет юрист Екатерина Кузьмина.
Однако оказалось, что претендентов на жилье Смердовых ни закон, ни полиция остановить не в состоянии.
Разборки, случившиеся в квартире 25 июня, иначе как бандитскими не назовешь.
- Ранним утром мы с дочками еще спали, - сквозь слезы рассказывает Валентина Смердова. - Сквозь сон я услышала какой-то стук, потом залаяла наша собака Грим. Едва успела накинуть халат - входная дверь слетела с петель. В квартиру ворвались четверо незнакомых мужчин. Они вели себя крайне бесцеремонно. Размахивали молотком, угрожали и требовали немедленно собирать вещи и выметаться.
Перепуганная Валентина позвонила в полицию. Пришел участковый. Один из незваных гостей показал ему документ, согласно которому он является новым собственником квартиры. Смердова в свою очередь достала определение суда о том, что разбирательство о выселении приостановлено до возвращения мужа с СВО. Участковый развел руками, развернулся и ушел.
- Мы с дочками остались абсолютно одни с агрессивно настроенными мужчинами. Они гремели стульями, ели на кухне, рылись в наших шкафах, угрожали насилием и оскорбляли нецензурной бранью, - говорит Екатерина. - Заявляли, что теперь будут жить тут вместе с нами, и чтобы я подумала о целомудренности своих девочек. Дети ревели навзрыд. На протяжении трех часов нам не давали переодеться, не выпускали даже в туалет.
Варе, которой приказали запереть собаку на балконе, удалось украдкой позвонить отцу. Дмитрий попросил помощи у сослуживцев-десантников.
Первыми на место происшествия прибыли руководитель союза десантников региона Владимир Фадеев и его заместитель Евгений Казанцев. К этому времени силы находящегося в квартире "противника" составляли уже 8 человек. Мирных переговоров не получилось. Молодчики набросились на десантников с двух сторон, а новый собственник распылил им в лицо газовый баллончик. Валя вызвала скорую помощь. К дому на Богдана Хмельницкого начали съезжаться десантники и ветераны СВО.
Только после этого на место происшествия прибыло руководство отдела полиции, и молодчики наконец-то покинули квартиру Смердовых.
- Мы были поражены тем, что пока боец защищает родину, его жену и детей кроме нас оказалось некому защитить, - недоумевают десантники. - Участковый бросил беспомощных девчонок одних в квартире с толпой разъяренных мужчин, издевавшихся над ними на протяжении нескольких часов.
Только благодаря вмешательству десантного братства криминальные разборки в духе 90-х удалось перевести в правовую плоскость.
- В настоящее время по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ по факту получения угроз жизни и здоровья женщине ее детям, - сообщила "РГ" старший помощник прокурора Омской области Татьяна Булихова.
А десантники тем временем начали выяснять, как квартира Смердовых перешла в руки чужим людям.
Выяснилось, что Дмитрий Смердов много лет проработал руководителем одного из направлений в компании ИСК "ДомСтройОмск", возглавлял которую скандально известный в Омске генеральный директор Дмитрий Передельский. Пока дела у компании шли в гору, руководитель пообещал обеспечить жильем особо ценных сотрудников. В их числе оказался и Дмитрий.
По словам Валентины, за услуги по оптимизации производства в 2015 году Передельский выделил его семье квартиру по улице Богдана Хмельницкого. Однако вместо договора дарения со Смердовыми заключили договор купли-продажи.
- Нам объяснили, что никаких денег вносить не придется, - рассказывает Валентина. - А договор купли-продажи якобы просто нужен для отчетности бухгалтерии.
В 2019 году Смердов уволился из компании, жилье осталось за ним. А спустя два года ИСК "ДомСтройОмск" было признано банкротом, в отношении него открыли конкурсное производство. В 2022 году арбитражный управляющий направил Смердовым уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи, так как оплата по нему не производилась. Квартиру семьи решили включить в конкурсную массу и продать на торгах, чтобы расплатиться с кредиторами.
- Супруг был обескуражен таким поворотом. Встретился с Передельским. Тот заверил его, что беспокоиться нам не о чем, он решит эту проблему. Но предоставленный им юрист проиграл судебный процесс, - говорит Валентина. - И только сейчас мы осознали, что нас обманули. В суд не вызывались органы опеки, несмотря на то что речь шла о жилье, в котором проживает двое несовершеннолетних детей. Не подавалось ходатайство о прекращении производства за истечением срока давности.
В отношении Дмитрия Передельского возбуждено резонансное уголовное дело о мошенничестве на 99 миллионов рублей в сфере долевого строительства. Он находится под запретом определенных действий. Потерпевшими признаны более 200 человек, идет судебное следствие.
Представители Смердовых уверены в том, что семья участника СВО тоже пострадала от его финансовых махинаций.
- Мы направили в полицию заявление по подозрению в совершении мошеннических действий генеральным директором "ИСК "ДомСтройОмск" Передельским. Злоупотребляя доверием Смердова, Передельский обманным путем заключил мнимый договор купли-продажи жилого помещения, не имея умысла оформить данную сделку надлежащим образом. Ведь указанная квартира была передана Смердову за фактически уже выполненную работу, - говорит юрист Екатерина Кузьмина.
Прокуратура Омской области уже начала проверку соблюдения жилищных прав семьи участника СВО.
- Будут изучены имеющиеся документы в целях установления обстоятельств, свидетельствующих об оказании Смердовым услуг в счет оплаты договора купли-продажи квартиры, - объясняет Татьяна Булихова. - Ситуация сложная, поскольку ранее указанные граждане за защитой своих прав в органы прокуратуры не обращалась. Вместе с тем имеются уже вступившие в законную силу судебные решения, свидетельствующие об отсутствии у них оснований для занятия данной жилплощади.
В любом случае правоохранители обещают, что до тех пор, пока судебные разбирательства не закончатся, Валентина и две ее дочки будут спокойно проживать в спорной квартире по улице Богдана Хмельницкого. И ждать возвращения Дмитрия из зоны спецоперации.
После публикации материала с редакцией связался Сергей Литвиненко, новый собственник квартиры на улице Богдана Хмельницкого. Приводим его комментарий: "Заявления об угрозах и других действиях, унижающих человеческое достоинство, в адрес лиц, проживающих в моей квартире, являются клеветой, они имеют целью опорочить мою репутацию и достоинство и продлить безвозмездное пользование моей квартирой. Смердовы отказались от выкупа этой жилплощади по цене значительно ниже рынка, отказались от аренды квартиры в 111 кв. м за 20 000 рублей в месяц. При этом не оплачивают коммунальные платежи, ссылаясь на отсутствие денег. В личной беседе Смердова сообщила, что они копят деньги на покупку новой квартиры. 25 июня произошла замена замка входной двери, два ключа от которой были вручены Смердовой при подполковнике Медведеве".